Патриарх Кирилл объявил об обнаружении оригинала Казанской иконы Богородицы XVI века — заявление он сделал утром прямо в ходе литургии в Успенском соборе Московского кремля Фото: Михаил Терещенко/ТАСС

«Мы видим перед собой подлинник»: как патриарх Кирилл представлял найденную икону

Праздник Казанской иконы Божией Матери, который православный мир отмечает сегодня, войдет в историю еще одним событием. Патриарх Кирилл объявил об обнаружении оригинала Казанской иконы Богородицы XVI века — заявление он сделал утром прямо в ходе литургии в Успенском соборе Московского кремля. В эти минуты двое священнослужителей держали перед патриархом святыню в руках, а храм был заполнен десятками верующих.

«Это событие можно отнести к историческим. Мы видим перед собой подлинник чудотворного образа Казанской Божией Матери, перед которым молились Пожарский и Минин и которая спасла наш народ от иностранной интервенции и неизвестно от каких последствий этой интервенции. Этот образ является нашей национальной святыней, — сказал патриарх Кирилл. — Будем надеяться, что эта святыня сохранит наш народ и в наше непростое время и Отечество наше убережет от врагов и внешних, и внутренних».

По словам Кирилла, образ является оригинальным и это подтверждается искусствоведческой экспертизой — образ принадлежит той самой эпохе, в которую был создан чудотворный образ. «И поскольку эта икона является как бы точной, точнейшей копией той созданной иконы, то совершенно очевидно, что не могло быть в то время создано две одинаковые иконы и что речь идет о чудотворном образе, о том самом образе, перед которым Минин и Пожарский молились. Это событие можно отнести к историческим», — отметил предстоятель РПЦ.

Икона явилась в Казани в 1579 году, в царствование Ивана Грозного. Как рассказал патриарх, явление произошло «в самое опасное время» для страны и после избавления Москвы и Руси от польских интервентов князь Дмитрий Пожарский построил на Красной площади храм, посвященный Казанской иконе Божией Матери, и поместил ее образ туда. Но Казанская икона затем исчезла. По одной из версий, говорит патриарх, икону украли и могли вывезти за границу, перепродать или оставить ее где-то в частных коллекциях. Списки иконы получили большое распространение, и многие известны как чудотворные. Однако сам первообраз считался исчезнувшим.

Как обнаружили икону? Точной даты и имен нашедших патриарх не назвал. По его словам, икона никуда не исчезала и оставалась в России, а сберегали ее благочестивые люди. «…И в какой-то момент эта икона была принесена в храм благодаря выдающемуся человеку, искусствоведу, который очень много лет своей жизни посвятил изучению древней русской иконописи», — сказал Кирилл. По словам предстоятеля РПЦ, в последние годы икона хранилась в патриаршей резиденции в Переделкино среди других икон в складском помещении. И он не сразу решился на то, чтобы рассказать о «находке» именно в храме в этот день. «…Но потом понял, что таить эту историю невозможно, о ней должен узнать наш народ и весь мир», — сказал патриарх.

Затем патриарх в ходе службы много говорил о легендах, которые слагает народ, но все, что касается церковных событий, уверен он, здесь каждый факт проверен и опирается на истории участников. «Церковь является хранительницей, в том числе благодатного духовного толкования истории, которая не является результатом человеческой фантазии, а результатом хранения церковью того понимания исторических событий, каково было присуще их участникам, и участники передали их сынам, внукам и последующим поколениям», — заключил Кирилл.

После сегодняшнего заявления патриарха мысль о возвращении уникальной святыни, найденной в 1579 году на казанском пепелище, в целом не лишена смысла и имеет место бытьПосле сегодняшнего заявления патриарха мысль о возвращении уникальной святыни, найденной в 1579 году на казанском пепелище, в целом не лишена смысла Фото: Михаил Терещенко/ТАСС

Так что же это за икона?

После того как патриарх Кирилл представил сегодня икону, с подачи ряда журналистов сразу поползли слухи — неужели нашелся чудотворный образ, что еще в начале века был трагически утрачен в Казани? На самом деле все не совсем так.

Как известно, чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери был обретен в 1579 году. В начале июля тогда по столице современного Татарстана прокатился страшный пожар. После него 10-летней девочке Матроне явилась во сне Богородица, которая повелела найти ее икону на пепелище. В указанном Богородицей месте на глубине примерно 1 м под землей действительно нашли тогда икону. Ее обретение стало настоящим чудом. Образ сразу перенесли в храм Николы Тульского (ныне это возвращенная госкомитетом РТ по архивному делу Гостинодворская церковь, где с недавнего времени возобновили богослужения). Молва об иконе, творящей чудеса, дошла до Москвы и царя Ивана Грозного. По его распоряжению в честь явления чудотворного образа установили праздник, а на месте обретения воздвигли девичий Богородицкий монастырь — ныне Казанский Богородицкий мужской монастырь, в ансамбль которого входит воссозданный сегодня собор Казанской иконы Божией Матери.

Кроме того, с первоявленной иконы сняли список (копию) с описанием всех чудес и отправили ее в Москву для царя. И вот тут есть один нюанс, о котором по сей день спорят историки: а могло ли в те суровые времена местное духовенство осмелиться отправить Ивану Грозному не оригинал, а копию явленной иконы? По словам известного историка, ныне покойного Дмитрия Хафизова, тогда не было такой практики — в Москву отправляли именно оригиналы икон и уже там снимали с них копии и потом возвращали в места явлений. «Это была такая византийская традиция собирания святынь в столице, — рассказывал Хафизов в одном из интервью „БИЗНЕС Online“. — Поэтому царская семья всегда считала, что именно у них хранится явленная икона, которую нашла Матрона. Сначала ее передали Рюриковичам, потом уже Романовым. Вот она у них долгое время хранилась. Но она хранилась у них в семье, доступа у посторонних людей к ней не было».

«Возможно, Царица Небесная вернется»: какую икону поставить в новый Казанский собор?

Это легло в теорию о том, что когда вор Стоян-Чайкин в 1904 году украл из собора Казанской иконы Божией Матери икону и сжег ее (по легенде — прим. ред.), то это была совсем не первоявленная икона, а только копия, столетиями хранящаяся в Казани. А это, в свою очередь, означало, что первая икона могла уцелеть и рано или поздно через перипетии истории вернуться к верующим. На это, в частности, не раз намекал и почивший митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, когда еще только ставился вопрос о воссоздании казанского собора. Поэтому после сегодняшнего заявления патриарха мысль о возвращении уникальной святыни, найденной в 1579 году на казанском пепелище, в целом не лишена смысла. Но многое, пока не было сделано иных уточняющих заявлений, указывает на обратное — речь сегодня идет не об обретении оригинала явленного образа, а только очередного (но не менее значимого и чудотворного) списка.

Окончательных заявлений о том, что же именно это за икона сегодня была представлена патриархом, все равно пока не хватает, что вынуждает искусствоведов пока осторожно реагировать на речь главы РПЦОкончательных заявлений о том, что же именно это за икона сегодня была представлена патриархом, все равно пока не хватает, что вынуждает искусствоведов пока осторожно реагировать на речь главы РПЦ Фото: © Виталий Белоусов, РИА «Новости»

Почему это не первоявленная икона?

Неоднократно сегодня патриарх указал на то, что представленная икона — это именно та, на которую при освобождении Москвы от интервентов молились в ополчении Минина и Пожарского. Откуда она появилась у них? Ряд исследователей утверждают, что изначально икону, точнее, список с явленного образа взяли с собой казанские ополченцы еще в первое народного ополчение в 1611 году. Тогда поход не увенчался успехом, как уверяется в летописи 1630-х, поскольку не должным образом встретили икону. Ополченцы отбили Новодевичий монастырь, некоторое время потом казанская дружина пребывала в Москве, после чего отправилась обратно в Казань. По пути они встретили ополчение, уже возглавляемое Мининым и Пожарским, примкнули к ним, а вместе с ними обрели и икону, которая участвовала в первом ополчении. На этот раз к образу отнеслись уже с бо́льшим почтением. С иконы сняли еще одну копию — ее отправили в Казань, а сам первый список оставили с собой во втором ополчении, которое, как известно, и отбило Москву у интервентов.

«Наша икона была обретена по новому стилю 21 июля 1579 года. Понятно, что было сделано несколько списков, в том числе и казанский. Непонятно, в первое ополчение какая икона была. Ладно, скажем, наша казанская. Далее второе ополчение — Пожарский и Минин. Добралась ли эта икона до них? А может, она просто застряла в Ярославле? — отмечает сегодня в разговоре с „БИЗНЕС Online“ известный казанский историк Анатолий Елдашев. — Потому что Нижний Новгород, особенно центр формирования ополчения, — это Ярославль, там уже формировался совет всея Руси».

Список при этом впоследствии получил наименование московского, который разместили в 1636-м, как верно отметил патриарх, в Казанском соборе на Красной площади. Там она пребывала вплоть до своего исчезновения с приходом большевиков к власти в 1918 году. Как именно она пропала, доподлинно неизвестно — считается, что была украдена. Хотя тут, кстати, существует версия, что и этот московский список не пропал, а был еще во времена Петра I перенесен в Санкт-Петербург, а на Красной площади оставили некогда копию. Исследователи проверяли Санкт-Петербургский список на предмет того, не первоявленная ли это икона. Ответ — нет: не сходятся облик и размеры, описанные в свидетельствах митрополита Гермогена.

Многое указывает на то, что в своем выступлении патриарх Кирилл представлял именно найденный после исчезновения в 1918 году Московский список. В своей речи глава РПЦ несколько раз упоминает о том, что перед иконой молились Минин и Пожарский, нигде не оставив никакой привязки к первоявленной иконе 1579 года. Образ, который сегодня представили, по словам самого же патриарха, датирован годом позже — 1580-м. Выходит, это один из древнейших списков. Таких уникальных образцов Казанской иконы Божией Матери, датированных последней четвертью XVI века найдется с пару десятков. Некоторые из них хранятся в музеях, некоторые —  в церквях, некоторые до сих пор пребывают в частных коллекциях. К слову, и в Казани сегодня есть Казанская икона Божией Матери, датированная периодом с 1580 по 1590 год. Находится этот список в нашем изомузее. Подробно о нем, равно как и о других списках явленной иконы, «БИЗНЕС Online» подробно рассказывал в одном из своих материалов, выходивших как раз тогда, когда шла дискуссия о том, какую же икону логичнее всего было бы размещать в воссоздаваемом соборе Казанской иконы Божией Матери.

«Святая среда» в Татарстане: 10 главных «чудес» воссозданного казанского собора от его зодчих

По слухам из местной епархиальной среды, неподтвержденным никак официально, информация о том, что в патриаршей резиденции нашли старинную икону, была известна еще несколько лет назад, при жизни митрополита Феофана. Ряд собеседников уверяют, что высказываемые владыкой тезисы о чудесном возвращении чудотворной первоявленной иконы могли быть основаны как раз на факте этого обнаружения в патриаршей резиденции. Для окончательных заявлений якобы ждали экспертизу, которая никогда не бывает быстрой. Сейчас, по всей видимости, все экспертизы проведены, поэтому настало время представить свету эту икону.

Но окончательных заявлений о том, что же именно это за икона сегодня была представлена патриархом, все равно пока не хватает, что вынуждает искусствоведов пока осторожно реагировать на речь главы РПЦ. Во всех этих перипетиях истории с настоящей Казанской иконой Божией Матери всегда есть ряд деталей, подпадающих в разряд легенд, а не фактов. Впрочем, для духовенства, верующих и религии в целом совсем неважно, подлинник ли перед ними или удачная реплика, — все сводится всегда к вопросам веры и молитвы, а не к теме истории материальных вещей.

Шансов, что этот образ может быть размещен в воссозданном казанском соборе вместо ватиканского списка, уже нет — патриарх Кирилл сообщил, что представленная икона разместится в своей исторической резиденции в Казанском соборе на Красной площади. Это лишний раз говорит в пользу того, что речь сегодня шла в первую очередь о древнем московском списке, не менее чудотворном и почитаемом православной церковью, не менее значимом в этот день для всего русского государства. Но все же это список, а не первоявленный образ, обретенный на пепелище благодаря видению Матроны.

P. S.: Уже после выхода материала в московской патриархии уточнили, что продемонстрированная патриархом Кириллом икона является «так называемым  московским списком первообраза, обретенного в Казани в 1579 году». Именно этот список, как считается среди верующих, помог в Смутное время освободить Москву от поляков, но был утерян в 1918 году. Первоявленный же список, утраченный в 1904 году, уточнили в патриархии, все еще не найден.