В Казани в октябре интерес к услугам частников по подготовке к празднику вырос на 66% по сравнению с прошлым годом Фото: Смирнов Владимир / ITAR-TASS

Гонорары ведущих и спрос на банкеты в Казани растут — для кого новогоднее застолье?

В конце осени компании традиционно начинают бронировать рестораны и залы для корпоративных вечеринок на Новый год. В Казани в октябре интерес к услугам частников по подготовке к празднику вырос на 66% по сравнению с прошлым годом. Такие данные «БИЗНЕС Online» привели в Avito. Самые востребованные услуги — ведущий и программа, банкеты и кейтеринги, перевозки для мероприятий, фото- и видеосъемка и макияж. «Стоимость услуг у частника зачастую более выгодная, чем у крупных ивент-агентств. Такой формат позволяет уложиться в бюджет на мероприятие, особенно некрупным компаниями и среднему бизнесу», — отмечают здесь.

В прошлом году на фоне СВО регионы страны один за другим отменяли масштабные празднования. В Чувашии все сэкономленные средства направляли на помощь мобилизованным и их семьям, от развлекательных программ частично отказывались в Питере, Нижнем Новгороде, Калуге. С инициативой урезать расходы на праздники выступали татарстанские депутаты. Аппарат президента и правительство Татарстана развлекали в театре им. Джалиля, где республиканских чиновников ждал «Yзгәреш җиле». Госкомпании, крупнейшие предприятия и бизнес-структуры РТ тоже были скромны и не тратились на банкеты. А 2–3 года назад всех пугал ковид: может, сейчас время отгулять и вспомнить богатые застолья?

По словам ведущего Григория Важова, в Татарстане спрос на новогодние корпоративы вырос в 1,5 раза. Возвращаются компании, которые откладывали празднование из-за коронавируса, но не все могут позволить себе гулять на широкую ногу.

«Ввиду экономической ситуации многие ведущие, артисты подняли гонорары. Новогодние расценки и так повышены, а тут еще по 50 процентов прибавили по сравнению с прошлым годом», — говорит ведущий. Рост цен Важов объясняет инфляцией. «Возьмите кейтеринг: стоимость выездного обслуживания или банкета в среднем ресторане оценивалась в 4–5 тысяч рублей, а сейчас она выросла до 6–7 тысяч», — поделился он своими наблюдениями. К тому же в Казани дефицит площадок на 150 и более человек. По опыту ведущего, стандартная программа корпоратива — это награждение сотрудников, креативная программа (иногда от самих сотрудников), розыгрыш подарков. В этом году к данному списку прибавилось чествование работников, мобилизованных на СВО, погибших и членов их семей.

Новогодние корпоративы – 2022: «солянки», онлайн-гулянки релокантов и топ-ведущие без работы

Говоря о выборе федеральных артистов для корпоративов, Важов перечислил некоторых недавних гостей Казани: Юлия Караулова, Стас Михайлов, ВИА «Синяя птица». «Модны стали 80–90-е — возможно, на одном из корпоративов будет группа „Кар-Мэн“», — добавил он. Гонорары артистов, естественно, выросли — например, выступление группы «Иванушки International» в декабре 2023-го стоит 7 млн рублей вместо 2–3 млн год назад.

Гонорары артистов, естественно, выросли — например, выступление группы «Иванушки International» в декабре 2023-го стоит 7 млн рублей вместо 2–3 млн год назад Фото: Anton Belitsky/Global Look Press / www.globallookpress.com

«Так, как гуляли в 2002–2008 годах, уже не будет, — ностальгирует Важов. — Так на какое новогоднее мероприятие ни придешь — то звезда эстрады. А потом кризис 2008 года, 2014-го… Конечно, некоторые компании себе позволяют, но в нынешних экономических реалиях все скромнее». Однако совсем отказаться от проведения корпоратива тоже не решаются: заказчикам все еще важно подарить коллективу ощущение праздника, единения, перезнакомить работников, говорит ведущий. И душевность праздника не обязательно соразмерна бюджету, подчеркнул он. «Бюджет у всех нормальный, даже очень хороший. На примере одного своего корпоратива могу сказать, что люди могут позволить себе даже привозы артистов», — поделился казанский организатор праздников Альберт Сергеев.

«Сейчас с корпоративами странная ситуация и в Татарстане, и в России. Летом были большие корпоративы с хорошими бюджетами. А на Новый год крупные корпорации уходят в формат либо онлайн, либо офисных мероприятий», — поделился Виталий Денисов, сооснователь IMG Group. «Ценник за мероприятия реально вырос в 2 раза: подорожали артисты, техника, продакшен. Но это связано не с тем, что рынок ожил, а с тем, что расходы на аренду, кредиты увеличились. Что будет зимой — очень интересный момент для всех организаторов. Кто-то ожидает сокращения зимних корпоративов в бюджетах и форматах».

Денисов отметил, что уже несколько его клиентов отказались от офлайн-мероприятий, перейдя в офисную активность с награждением, подарками. «В Татарстане форматы и бюджеты практически не изменились, татарские компании онлайн не любят. Госструктуры по всей России сокращают бюджеты корпоративов, в Татарстане тоже ужались. Кто-то вообще ограничивается только подарками, — говорит Денисов. — Включают ли чествование участников СВО в программу? По моим наблюдениям, нечасто. Даже обидно как-то».

VIP-тамада Айдар Садыков говорит, что пока активной подготовки к новогодним корпоративам со стороны казанских компаний не наблюдает, и отмечает, что в прошлом году в этот период картина была такой же. «Да, уровень бронирований хороший, заказы есть, но сказать, что грядет какой-то бум, что дают по 2–3 миллиона рублей [на праздник] и дым коромыслом, нельзя», — сказал ведущий.

«Так, как гуляли в 2002–2008 годах, уже не будет.. Конечно, некоторые компании себе позволяют, но в нынешних экономических реалиях все скромнее»«Так, как гуляли в 2002–2008 годах, уже не будет.. Конечно, некоторые компании себе позволяют, но в нынешних экономических реалиях все скромнее» Фото: Victor Lisitsin/Russian Look / www.globallookpress.com

«В мире такая нестабильность. Проведем собрание с фуршетом»

Крупные компании Казани и РТ пока осторожны с заявлениями о планируемом празднике, а кто-то и вовсе не планирует возвращаться к банкетам. «Было принято решение не проводить общий большой корпоратив, как было до пандемии и начала СВО. Возможно, будут локальные мероприятия, которые отдельно проведет каждая дирекция. Никакие грандиозные, масштабные торжества не планируются», — ответили «БИЗНЕС Online» в «КАН АВТО».

«Не планируем [проводить новогодний корпоратив] — у меня больше 3 тысяч работающих и более 10 юридических лиц», — рассказал гендиректор ГК ICL Виктор Дьячков. Он поделился, что и в прошлом году масштабного мероприятия в конце года компания не проводила. В то же время Дьячков не исключает, что часть его профессионально коллектива собиралась и, возможно, собирается «по интересам» в частном порядке. В рамках корпоративной культуры же — нет. Такой позиции придерживается и КАМАЗ. «Каждый год я отвечаю [корреспондентам] „БИЗНЕС Online“, что на КАМАЗе нет корпоративов и они не оплачиваются из бюджета компании. Если какое-то подразделение хочет провести вечер с коллегами, то они самостоятельно бронируют кафе и сами оплачивают этот праздник», — сказал руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев.

«Не планируем [проводить новогодний корпоратив] — у меня больше 3 тысяч работающих и более 10 юридических лиц», — рассказал гендиректор ГК ICL Виктор Дьячков Фото: «БИЗНЕС Online»

Есть и те, кто пока еще не принял решение окончательно — будет менять формат или дождется окончания конфликта на Украине и в Газе. «Во-первых, у нас спецоперация идет, и мы, как и многие компании, поддерживаем контакты с ребятами, которые находятся в зоне боевых действий. По мере возможности стараемся им помогать, закупать спецоборудование, еще какую-то помощь оказываем, — говорит председатель ассоциации МСБ по РТ, генеральный директор компании ОАО „Ваш быт“ Фарид Сафин. — В мире такая нестабильность, еще и Ближний Восток — переживаем за события, которые там происходят. Поэтому решение окончательное у нас не принято. Но в любом случае будем подводить итоги года, настраиваться на работу в следующем году. Небольшое собрание в виде фуршета мы проведем, но о большом празднике решение отложили до выяснения [политической] ситуации».

Не собираются тратить бюджет компании и в KazanExpress. «Спустить несколько миллионов ради однодневного праздника живота и похмелья наутро не наш путь. Тем более у нас 4,5 тысячи сотрудников в 121 городе России, работающих в основном не 5/2, а посменно: невозможно собрать нас в один день, а отмечать только офисом — плохая, обидная для других людей идея», — рассказала «БИЗНЕС Online» заместитель генерального директора по коммуникациям Ксения Лукичева. В декабре у ретейла и e-commerce самая горячая пора года, говорит она, и «корпоратив» в компании обычно проходит на складе — в пиковые дни офис отправляется на помощь складской логистике. «Мы собираем, сортируем, упаковываем и отгружаем заказы наших покупателей все вместе, включая топ-менеджмент. Это, как показывает наш опыт, сплачивает сотрудников и показывает, ради чего мы все работаем, куда лучше ресторана, нарядов и звезд», — признались в пресс-службе KazanExpress.

Ильшат Аминов: «В какой форме будем проводить не знаю, может, на работе. То, что за это время все изменилось — это правда, то ковид, то СВО мы долго не проводили, 3 или 4 года»Ильшат Аминов: «В какой форме будем проводить, не знаю, может, на работе. То, что за это время все изменилось, — это правда, то ковид, то СВО, мы долго не проводили, три или четыре года» Фото: «БИЗНЕС Online»

Сотрудникам телеканала «ТНВ» тоже пока не обещали помпезных концертов, которые раньше закатывали в «Пирамиде». «Пока еще не знаем, думаем над этим. Вроде и надо, а вроде и не надо. Но хотя людям какой-то праздник нужен все равно, — считает генеральный директор ОАО „Телерадиокомпания „Новый Век“ Ильшат Аминов. — В какой форме будем проводить, не знаю, может, на работе. То, что за это время все изменилось, — это правда, то ковид, то СВО, мы долго не проводили, три или четыре года. Может, в форме фуршета сделаем, людям это же надо, встретиться, общаться нужно друг с другом».

Генеральный директор ПОЗиСа Радик Хасанов и вовсе считает, что сейчас не время праздновать. «Есть деньги — пусть направляют на поддержку наших ребят, я это всем советую как старший товарищ. Сейчас, думаю, не к месту проводить корпоративы, — говорит он. — Мы последние 10 лет их уже не проводим. Главный корпоратив, особенно сегодня, — это наша старательная хорошая работа».

Радик Хасанов: «Есть деньги — пусть направляют на поддержку наших ребят, я это всем советую как старший товарищ. Сейчас, думаю, не к месту проводить корпоративы» Фото: tatarstan.ru

Банкет за 5 тыс. с человека и бонусы с бесплатной парковкой

Казанские рестораны уже вовсю анонсируют информацию о готовности провести новогодний банкет. Совладелец национально-туристического комплекса «Туган авылым» Радик Абдрахманов поделился, что на «татарскую деревню» спрос есть, но все портит подорожание продуктов: «Думаю, на 20 процентов подорожали цены, и мы вынуждены стоимость поднимать». Впрочем, есть бонусы — экономвариант меню и бесплатная парковка.

«Мы со всеми сотрудничаем. У нас [есть] отдельное направление, которое занимаются творческой частью, проходят творческие вечера татарских звезд, а заказчики выбирают, какая программа им интересна», — делится Абдрахманов и отмечает, что от праздников люди не отказываются, а просто стараются сделать их чуть скромнее — «меню смотрят подешевле». «Многим госкомпаниям мы идем навстречу: делаем 50-процентную скидку или просто по себестоимости [организовываем застолье], чтобы они немного отдохнули, развеялись. [Некоторые гости] рассчитываются [за праздник] через полгода — бывает и такое!» — говорит он.

Те, кто не может позволить себе ресторан, прибегают к кейтерингу. Количество заявок выросло, говорит основатель D&A Catering Дмитрий Дьяков. Такой формат, как правило, предпочитают IT-компании. Бизнесмен также отмечает, что в этом году организации сократили количество сотрудников на празднике.

«Если раньше число гостей доходило до тысячи на фуршете, то сейчас снижается до более узкого круга. Простой пример: одна крупная компания в прошлом году гуляла с 1,5 тысячи сотрудников, в этом году позвали всего 200. Видимо, отдыхать будут только управленцы», — предполагает Дьяков. Из-за подорожавших продуктов меню скудным не стало, но упала маржинальность кейтеринга.

«Есть негативный отзыв от заказчиков, что стало дороже. А они это не любят воспринимать. Поэтому мы очень аккуратно поднимаем цены. И если, скажем, мясо подорожало примерно на 20–27 процентов, особенно курица — это вообще треш, то мы подняли стоимость блюд максимум на 10 процентов», — объяснил Дьяков.