«Двойное налогообложение, высокий НДС, стандартные таможенные пошлины и отсутствие возможности возврата товара. Это все приводит к тому, что бондовая зона в сегодняшнем виде экономически невыгодна как для селлеров, так и для маркетплейсов», — говорят собеседники «БИЗНЕС Online». Первый и единственный резидент казанской бондовой зоны — KazanExpress — ранее поставил свое участие на паузу, а после новостей о продаже акций маркетплейса «Магниту» перспективы его возобновления вообще неясны. На днях интересанты проекта обсудили, что нужно изменить в работе бондовых зон, чтобы они начали конкурировать с белым импортом. О том, почему буксует эксперимент в Казани и какие меры по реанимации бонда предпринимаются, — в нашем материале.
С чего начинался эксперимент по созданию бондовых зон?
Для начала поясним, что такое бондовый склад. Это особая экономическая зона, на которую интернет-магазины могут завозить товары из-за рубежа и хранить его под таможенным контролем, но без растаможивания, уплаты НДС, акцизов и таможенных пошлин, без применения к товарам лицензирования и квотирования на период хранения до приобретения покупателями. Хранить в бондовой зоне можно почти все что угодно — от одежды до автомобилей, за исключением алкоголя, табака и сахара.
«Соль» режима работы бондовой зоны в том, что находящиеся в ней товары не облагаются таможенными пошлинами до тех пор, пока не будут проданы. Особый статус бонда позволяет выплачивать налоги и таможенные пошлины на товары не при пересечении ими границы, а после их покупки физлицами, что существенно упрощает и удешевляет возврат невостребованного товара обратно за рубеж.
Татарстан давно мечтал создать свою бондовую зону. Впервые о ее открытии в регионе заговорили еще в июле 2020 года. Президент РТ Рустам Минниханов направил тогда письмо министру финансов России Антону Силуанову с предложением сделать республику пилотным регионом для апробации бондовой зоны В2В2С для трансграничной интернет-торговли. В августе того же года Минниханов в торжественной обстановке подписал соглашение с гендиректором АО «Почта России» Максимом Акимовым — о создании в международном аэропорту «Казань» первой российской бондовой зоны.
2 ноября 2022 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление (№1962), в котором наконец были обозначены сроки и условия проведения бондового эксперимента. Он стартовал с 1 апреля 2023-го и по задумке должен продлиться ровно год.
Татарстан стал первым регионом, который взял апробацию режима на себя: первый и пока единственный в России такой склад был запущен 1-го же апреля текущего года в тестовом режиме — на базе казанского логистического почтового центра АО «Почта России». Первым резидентом бондового склада стал KazanExpress.
Рабочая группа нужна для создания в Татарстане «благоприятных условий для размещения товаров на таможенном (бондовом) складе» на территории логоцентра «Почты России»
Эксперимент зашел в тупик?
Всего за 5,5 месяца до окончания срока эксперимента участники так и не смогли добиться какого-то значимого положительного результата.
Озабочены судьбой проекта и в руководстве республики. Напомним, что 23 сентября 2023 года президент Татарстана Рустам Минниханов подписал постановление о создании рабочей группы по развитию бондовой зоны на территории казанского аэропорта. В документе говорится, что рабочая группа нужна для создания в Татарстане «благоприятных условий для размещения товаров на таможенном (бондовом) складе» на территории логоцентра «Почты России».
Руководителем рабочей группы ожидаемо стал бизнес-омбудсмен РТ Фарид Абдулганиев. Также в нее вошли министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Марат Айзатуллин, первый замминистра экономики РТ Наталья Кондратова, глава Лаишевского района Ильдус Зарипов, помощник президента РТ Рустэм Мерзакреев, замы глав минпромторга, минцифры РТ, представители маркетплейса KazanExpress и др., всего — 17 человек.
В течение 90 дней им предстоит разработать и представить Минниханову план мероприятий по развитию бондовой зоны в Татарстане. Конкретики нет, но в документе говорится, что нужно предусмотреть некие организационные и финансовые моменты.
Конечно, создание рабочей группы спустя полгода после запуска проекта выглядит, мягко говоря, странно. Но это лишь свидетельствует о том, что эксперимент по каким-то причинам зашел в тупик. Попробуем разобраться в причинах случившегося — с помощью экспертов и источников.
«Никого туда не заводим, чтобы не морозить товары»
16 октября состоялось заседание экспертного совета АНО «Центр электронной торговли», в который входят ведущие игроки рынка eCom и логистики России. Заседание прошло онлайн в закрытом для прессы формате. Известно лишь, что над судьбой бонда думали непосредственные участники эксперимента: представители компании KazanExpress — единственного маркетплейса (мероприятие прошло до соглашения о продаже акций «Магниту» — прим. ред.), который изначально заявлял о своем участии в проекте, а также «Почты России» и национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ). Модерировала встречу руководитель экспертного совета, основатель школы iWENGO Юлиана Гордон.
Как стало известно корреспонденту «БИЗНЕС Online», Гордон в своей речи как раз поясняла причины, по которым бонд в нашей стране до сих пор «не взлетел», отметив при этом особую роль Татарстана как лоббиста темы.
«Во всем мире бондовая зона — экономически выгодный инструмент. Но в сегодняшнем воплощении в России она проигрывает не только „серому“ импорту, с которым в том числе призвана бороться, но и „белому“ — за счет большого количества посредников, невозможности возмещения НДС, отсутствия льгот при оплате таможенных сборов и так далее», — передает цитату Гордон пресс-служба татарстанского бизнес-омбудсмена.
Как объясняют наши собеседники, сегодня «Почта России» — в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ — сама платит НДС в случае выпуска товара с бондового склада для внутреннего потребления. Но интернет-площадкам это невыгодно, т. к. такой механизм лишает их возможности применить налоговый вычет по НДС при реализации товаров с бондового склада, поскольку он уже был уплачен. Еще один нюанс связан с тем, что сейчас пользоваться бондом могут только иностранные юрлица, а русскому юрлицу требуется иностранный посредник, что увеличивает расходную часть.
Директор департамента специальных проектов KazanExpress Александр Савченко на мероприятии подтвердил, что действующая схема бондовой зоны чрезмерно увеличивает затраты маркетплейса, а значит, и цену реализуемого товара. По его словам, сейчас единственная выгода для конечного покупателя в том, что товар он получает из Китая за 2–3 дня, а не за 3–4 недели.
KazanExpress сообщил «БИЗНЕС Online», что поставил свое участие в эксперименте на паузу. «Да, сейчас проект находится на паузе и ожидает ряда регуляторных мер со стороны правительства РФ для наладки рабочих процессов по взаимодействию всех сторон участников эксперимента», — рассказали в компании в ответ на запрос редакции. Во-первых, необходим регламент по работе всех сторон, участвующих в эксперименте с бондом. Во-вторых, «необходимо обязательно предусмотреть наличие налоговых и таможенных льгот для резидентов». «Сейчас никого туда не заводим, чтобы не морозить товары, но желающие поучаствовать в эксперименте есть», — рассказали в маркетплейсе.
Как мы уже писали выше, на днях стало известно о продаже акций маркетплейса «Магниту», станет ли новый владелец торговой площадки впоследствии возобновлять своей участие в бондовом эксперименте, неясно.
Не в восторге от действующего законодательства и «Почта России». Руководитель дирекции по развитию «Склад» АО «Почта России» Александр Дзвонковский отметил на заседании важность точного подсчета выпадающих доходов и экономического эффекта от предлагаемых изменений в схеме работы бондового склада. Только в этом случае, по его словам, возможно конструктивное обсуждение предложений на уровне правительства России. Спикер сообщил, что в настоящее время «Почта России» заканчивает разработку обоснования внесения изменений в закон о бондовом складе.
«Надо идти на формирование нового закона, возможно, с опциями для его обновления в течение определенного времени», — сказал Дзвонковский. При этом он отметил, что надо проработать такие предложения, чтобы иностранным игрокам было выгоднее перевести свои фулфилменты на российский бондовый склад, чем везти товар напрямую из-за рубежа.
«Получилось двойное налогообложение, это невыгодно для продавцов!»
Бондовые зоны далеко не новинка, они успешно функционируют в других странах мира, почему же не «взлетела» российская площадка в Татарстане? Президент национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов объяснил «БИЗНЕС Online», что в мировой практике у бондовых зон есть три существенных отличия от прочих площадок, которые делают механизм бонда выгодным для его участников, но в постановлении минфина России их просто не учли.
Первое — бондовые склады предназначены для принятия оптового количества товара, например, контейнером или палетой. Предполагается, что товар заходит «оптом», а выходит из бондовой зоны «в розницу» конкретному покупателю, под конкретного покупателя происходит «растаможка» не всего контейнера, а конкретного товара.
«Бондовый склад привлекает еще и тем, что вы платите за фактически проданный товар. И это работает. Второе отличие — на бондовых складах есть единый платеж. Администрирование любой транзакции стоит денег. Единый таможенный платеж, включающий в себя все составляющие, экономит время и сокращает количество транзакций, что дает возможность выпускать товар быстро, а государству гарантирует отчисления», — объясняет Иванов.
Третий нюанс — возможность возврата непроданного товара — вытекает из первого пункта. Поскольку «растаможке» подлежит не весь контейнер, а конкретный товар, который отправляется к конечному покупателю, то нераспроданный товар легко отправить обратно без проблем и лишних трат. По словам Иванова, механизм работы бондовых зон, который на данный момент был подготовлен в России, сделали «под посылки», что экономически невыгодно.
«Получилось, что заходят и выходят с бондового склада просто посылки. Это уже не бондовая зона, а склад временного хранения», — объясняет Иванов. В итоге — двойное налогообложение, высокий НДС, стандартные таможенные пошлины, отсутствие возможности возврата товара. Бондовая зона в том виде, в котором она существует сейчас, экономически невыгодна для продавцов, продукт проигрывает не только «серому», но и белому импорту за счет большого количества посредников и отсутствия льгот со стороны ФНС и ФТС.
Фарид Абдулганиев: «С самого начала мы понимали, что с первого раза идеальные условия работы создать не получится, было много неясного»
«Правительство Татарстана оказалось меж двух огней»
Именно об этих назревших изменениях — о замене таможенных пошлин единым таможенным сбором в размере 5–10% от стоимости товара, о разрешении участвовать в бонде российским юрлицам, о налоговых льготах для участников проекта — и говорили участники заседания ЦЭТ. Все предложения будут оформлены и озвучены правительству РТ на первом заседании рабочей группы, учрежденной Миннихановым. Как стало известно нашему изданию, оно пройдет на следующей неделе.
Игроки рынка на условиях анонимности объясняют, что сложившаяся ситуация — своего рода «необходимая жертва», которая позволит доказать минфину РФ, что прописанный порядок работы бонда в России нужно переделать.
«Думаю, власти Татарстана и участники эксперимента понимали, что бонд „не взлетит“, но как объяснить это минфину России? Только на деле, обкатав их механизм. Поэтому самый правильный вариант сейчас — это, действительно, собрать обратную связь с участников эксперимента и уже с их предложениями идти к властям», — объясняют наши спикеры на условиях анонимности.
«Правительство Татарстана оказалось меж двух огней: инициативу изъявили, свои „скромные“ обязательства предоставить территорию и так далее выполнили. А денег это не принесло, потому что люди, которые принимали закон, не понимали, что такое бондовые склады, система не работает. И правительство РТ, и KazanExpress, который из уважения согласился зайти в бондовую зону, — пострадавшие в этой истории. Нужно дождаться и посмотреть, будет ли исправлен механизм работы бонда, необходимы изменения на федеральном уровне», — поясняет Иванов.
Абдулганиев в комментарии для «БИЗНЕС Online» объясняет: говорить о том, что эксперимент зашел в тупик, абсолютно неверно. Самое главное, по его словам, что бондовый склад, о необходимости которого участники рынка говорили много лет, наконец-то начал работу. Через него проходят операции, что позволяет наработать опыт всем участникам процесса, начиная с таможенников и заканчивая конечными покупателями.
«С самого начала мы понимали, что с первого раза идеальные условия работы создать не получится, было много неясного. И к тому же напомню, что старт эксперимента проходил в непростых геополитических условиях, когда произошел слом многих логистических цепочек и денежных потоков. Поэтому мы сразу договорились, что в течение 4–6 месяцев после запуска бондового склада в Татарстане мы будем собирать обратную связь от непосредственных участников эксперимента и других компаний. И сейчас мы как раз этим занимаемся», — резюмировал бизнес-омбудсмен РТ.