В рамках проекта «Индекс «Магнита» и «Бахетле» корреспонденты «БИЗНЕС Online» вновь прошлись по магазинам Казани: отведали импортозамещенной колы, полакомились «Аленкой» вместо привычной плитки Alpen Gold, а итальянское оливковое масло заменили турецким. Особое внимание — подорожавшим вдвое бананам, а также растущим ценникам на кофе, чай и растительное масло. О том, как благодаря играм с фасовкой и ассортиментом товара торговые сети умудряются сдерживать рост итоговых чеков за покупки, — в нашем материале.
Все меньше социальных ценников, все больше игр с ассортиментом
«БИЗНЕС Online» продолжает следить за изменением цен на продукты питания в проекте «Индекс „Магнита“ и „Бахетле“». Раз в три месяца мы традиционно вооружаемся неизменным списком покупок и проверяем, как поменялась стоимость товаров в магазинах экономформата сети «Магнит» и более премиальных точках татарстанской сети «Бахетле». Цены сравниваем с уровнем сентября 2022-го и конца прошлого года.
Но для начала немного росстатовской статистики. Ранее ведомство сообщило, что продовольственные товары в сентябре 2023 года подорожали в среднем на 0,86%, и это несмотря на собранный урожай, который традиционно тянет ценники вниз. В годовом сравнении, по данным ведомства, продукты подросли на 4,87%.
Больше всего в сентябре выросли в цене помидоры, огурцы и бананы — в среднем на 20%. Причем в 16 регионах стоимость помидоров увеличилась на 50%. Также заметно подорожали куриные яйца — на 7,83%, мясо кур — на 5,67%, подсолнечное масло — на 2,74%.
Наблюдение за продовольственными ценниками «БИЗНЕС Online» начал вести в декабре 2014 года, после резкого обвала рубля. С тех пор мы регулярно отслеживаем стоимость двух наборов продуктов и фиксируем цены (если изменились вес и объем упаковок, пересчитываем стоимость, приводя цену к общему знаменателю). Более доступный набор продуктов покупаем в казанских магазинах федеральной сети «Магнит», второй — подороже — в татарстанской сети «Бахетле». Кроме того, последние несколько лет мы стали рассчитывать индекс «„Магнит“ базовый», в который вошли только продукты первой необходимости, без каких-либо излишеств. Этот набор позволяет более четко отслеживать продуктовую инфляцию, поскольку в простых базовых продуктах снижается возможность манипулировать ингредиентами, замещая их более дешевыми. Отметим также, что, согласно методике, мы не используем карты лояльности торговых сетей, но покупаем товары по акциям.
Журналисты «БИЗНЕС Online» в начале октября вновь прошлись по магазинам. От пребывания в торговых залах осталось впечатление, что федеральные сети пустили ценообразование на самотек. В «Магните» мы практически не нашли желтых ценников с обозначением «соццена», которые красовались на полках продмаркетов с весны прошлого года. В момент ревизии в «нашем» магазине они были обнаружены только на куриные яйца и белокочанную капусту.
Продолжается игра с ассортиментом — попытка балансировать между растущими ценами и отстающей покупательной способностью. К примеру, появилась более мелкая фасовка некоторых привычных товаров, а кое-где сократился ассортимент.
Импортозамещение продолжается: если год назад сеть «Бахетле» завозила Coca-Cola и Sprite из Ирана, то сейчас аналоги газировок появились из Беларуси и Туркменистана. В «Магните» с «Колой» тоже нет проблем, с ростом разнообразия на полках двигается и цена: так, «полторашка» колы от «Очаково» обойдется всего в 90 рублей (это с учетом скидки в 30%), но если приглядеться, то в самом низу прилавка можно найти колу от «Волжанки» за 62 рубля. Именно она отправилась в нашу корзинку и снизила тем самым цену на позицию. Но обо всем по порядку.
Капуста подорожала на 85%
Бананы и кофе бьют рекорды цен, продолжает дорожать рис
Итак, для начала заглянем в «Магнит» — мы выбрали магазин на ул. Профсоюзной, 52. Остановимся только на рекордсменах ценового роста и любопытных движениях ассортимента (полная раскладка по всем товарам — в инфографике ниже). Абсолютный рекорд подорожания в этот раз поставили бананы — плюс 224% за год. Федеральные эксперты объясняют подорожание неурожаем, стоимостью доллара и дорогой логистикой.
На втором месте по подорожанию — кофе (плюс 207% в году), но тут история чисто техническая: в октябре этого года в корзинку ушла не акционная пачка, в отличие от сентября 2022-го. А вот капуста подорожала на 85% (и это в сезон!). Да, во многом сыграл эффект «низкой базы»: в сентябре прошлого года килограмм стоил всего 13 рублей. Сейчас, год спустя, овощ обойдется в 24 рубля за кило. Но это, конечно, не рекорд, потому что весной и летом прошлого года капусту продавали по 60 рублей.
По крупам тоже не все гладко, и это несмотря на неплохой урожай зерновых в стране. Так, в июле этого года гендиректор аналитического центра «ПроЗерно» Владимир Петриченко сообщил, что Россия в 2023-м соберет достаточно риса для того, чтобы с избытком удовлетворить внутренний спрос. «Но в общем на мировом рынке есть тренд роста стоимости, для наших внутренних цен есть возможность повышения в силу и международной конъюнктуры, и роста курса доллара», — полагал эксперт. Вероятно, сценарий сбылся, поскольку цены на рис падать не собираются: самый дешевый вариант круглозерновой крупы в «Магните» обошелся в 103 рубля за пачку в 800 граммов. Это плюс 74% к предновогодним ценам 2022-го и плюс 53% к году.
За самую доступную упаковку (от бренда «Увелка») в «Бахетле» пришлось отдать почти в 2 раза больше — 208 рублей против 119,90 рубля
В «Бахетле» (магазин на ул. Павлюхина, 57) пальму подорожания также держат бананы — плюс 67% за год! Заморский фрукт в премиальной сетке стоит почти 165 рублей за кило. «Серебро» — у риса, но подорожание «техническое»: привычного нам длиннозерного риса не нашлось, поэтому за самую доступную упаковку (от бренда «Увелка») пришлось отдать почти в 2 раза больше — 208 рублей против 119,90 рубля. Рис для ризотто остается неизменным в цене — 80,43 рубля той же марки «Националь». В топе подорожания премиальной сетки оказался и хлеб. Как такового бородинского не нашлось. На полке была буханка «изделия хлебобулочного заварного Бородино» за 70 рублей против 55 рублей в июне (плюс 27%).
В «Магните» придется поискать дешевую гречку, а в «Бахетле» выросла в цене своя кулинария
Что еще журналисты «БИЗНЕС Оnline» подметили в торговых залах? В сети «Магнит» ощутимо подорожал чай: Golden Ceylon от Greenfield прибавил к году 46%, а «Принцесса Канди» и вовсе появилась на прилавках в новом качестве — в виде пачки на 100 граммов. Привычные глазу пачки на 250 г стояли рядышком, но стоили почти в 2 раза дороже (уже с учетом скидки). В итоге в корзинку отправилась более дешевая пачка нужного нам объема, что дало плюс 21% к стоимости позиции за год.
Бросается в глаза и рост цен на растительное масло. Литр «Золотой семечки» уже совершал один скачок цены, со стабильных 110 до 130 рублей в июне и сентябре прошлого года. Видимо, настало время повышать ставки снова, год спустя бутылка обходится уже в 143 рубля (плюс 10% в году).
Кстати, самая доступная бутылка подсолнечного масла на этот раз обошлась в 93 рубля (сказалась скидка в 39%!). Цена примерно соответствует уровню «штормовой» весны 2022-го, в то же время «социального ценника» на полке с маслом в этот раз мы не нашли.
Интересная история с майонезом. Соус попал в топ подешевевших в «Магните» товаров (минус 52%), потому что в корзинку ушел акционный провансаль от бренда «Я люблю готовить» со скидкой 52%.
А вот дешевую гречку придется поискать. Если ориентироваться по ценникам, то самая выгодная позиция — от СТМ «Магнит» за 64 рубля за пачку. Однако, приглядевшись, мы нашли на полке невыразительную упаковку с гречкой бугульминского производства. Ценника на нее в торговом зале обнаружено не было (намеренно или случайно — неизвестно), но если «пробить» пачку с помощью аппарата по проверке цен, то выходят скромные 44 рубля.
В «Бахетле» на 25% подешевело оливковое масло — с 373 рублей в июне текущего года до 283 рублей в октябре. Тайна — в импорте из Турции вместо Италии. Со вставкой «новинка» на полках появилось сразу несколько марок.
Зато полки шоколада сменили курс на отечественные марки. Теперь не видно огромного стенда Alpen Gold, зато четыре стойки занимает старая добрая «Аленка» со скидкой. Поэтому относительно июня этого года цена упала на 38% до 69,90 рубля вместо 111 рублей. В сентябре прошлого года цена была точно такой же, правда, на уже упомянутый Alpen Gold.
В сторону отечественного, а конкретнее — собственного производства — в «Бахетле» повернулась полка с кетчупом и майонезом. Из марок майонеза нашелся только соус собственного производства «Бахетле», причем в мягкой упаковке, хотя ранее продукт продавался в стекле, зато с расширенным ассортиментом. Но цена выросла на 22% до 110 рублей за упаковку.
Похожая история с рыбой (семга слабосоленая): в сети Муслимы Латыповой вновь появилась рыба собственного производства, но стоимостью почти 3 тыс. рублей за кило, что на 27% дороже, чем в декабре 2022-го.
Знаменитая готовая еда от «Бахетле» частично подорожала. Эчпочмак стал дороже на 22% — 60 рублей против стабильных 49 рублей в течение года
Знаменитая готовая еда от «Бахетле» частично подорожала. Эчпочмак стал дороже на 22% — 60 рублей против стабильных 49 рублей в течение года. Губадия повысилась в цене до 520 рублей вместо 509 рублей летом и 490 рублей прошлой осенью. Чай тоже растет в цене, таким образом, дорожают все обязательные элементы традиционного татарского чәй эчү (тат. «чаепитие»), что не может не печалить.
Пельмени с бараниной выросли в цене до 650 рублей вместо 627 в июне и 609 рублей в сентябре. Зато чак-чак и салат с крабовым мясом остались в той же цене — 249 и 410 рублей соответственно.
Самое доступное полусладкое вино импортировано из Испании. 700 мл напитка продавалось за 499 рублей, что на 33% дороже прошлой осени.
Итого: «Магнит» базовый за год «просел» на 4%, корзинка «Бахетле» подорожала еще на 13%
Несмотря на рост цен на отдельные позиции, в общем стоимость продуктовых корзинок не показала сильный инфляционный рост. Так, покупки в «Бахетле» обошлись в 10,5 тыс. рублей, что всего на 6% дороже, чем год назад, и на 14% дороже, чем в конце 2022-го.
Большая корзинка «Магнита» потянула на 3,15 тыс. рублей, и это на 4% дороже конца 2022-го и на 10% больше, чем год назад. Базовый магнитовский набор продуктов обошелся в 1 069 рублей, с начала года он «подрос» на 6%, но к сентябрю 2022-го даже подешевел на 4%.
Покупки в «Бахетле» обошлись в 10,5 тыс. рублей, что всего на 6% дороже, чем год назад, а большая корзинка «Магнита» потянула на 3,15 тыс. рублей, и это на 4% дороже конца 2022-го и на 10% больше, чем год назад
Федеральные эксперты предрекают рост стоимости некоторых продуктов, например, овощей (сезонный фактор), импортной продукции (удорожание логистики), не исключается традиционное повышение цен к новогодним праздникам. Сказалась и сезонная засуха, из-за которой Татарстан, например, получил урожай зерна и овощей существенно ниже прошлогоднего.
Заместитель премьер-министра РТ — министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Зяббаров сообщил на конференции «БИЗНЕС Online», что работу в полях Татарстана аграрии уже завершили, намолотив 3,7 млн т зерна в бункерном весе, потребности республики (которые министерство оценивает в 3–3,2 млн тонн) будут закрыты, тогда как год назад было получено 5,2 млн т зерна.
Осталось до конца убрать картофель, всего ожидается получить около 770–790 тыс. т «второго хлеба», и этого должно хватить для того, чтобы накормить население республики. Капусты, моркови и прочих составляющих борщового набора планируется собрать на 250 тыс. т, что закроет около 80–85% от потребностей республики. Кроме того, предполагается получить 1,5 млн т сахарной свеклы. Для сравнения: в прошлом году собрали 1,8 млн тонн. «Засуха, конечно, сильно повлияла…» — констатировал министр. Свекла в этом году, увы, уродилась и легкая, и «пустая», выход сахара, соответственно, тоже будет ниже, чем в 2022-м.