«Центробанк пытается затормозить негативные эффекты, которые возникнут в результате политики [правительства]. Вместе с тем тормозится кредитование, стройка. Тут нет хороших решений. Банк России действует в рамках своего мандата, его задача — затормозить инфляцию, он не отвечает за экономическое развитие», — комментирует эксперт «БИЗНЕС Online» повышение ключевой ставки. Вопреки ожиданиям рынка, регулятор поднял ее сразу на 2 п. п. до 15%. Рубль отреагировал резким ростом, который быстро сошел на нет, а банки взяли паузу и думают, какие условия по кредитам ставить теперь. О том, закончился ли период повышения ставок и когда будет новая тысячерублевка вместо скандальной, — в нашем материале.
ЦБ продолжает задирать ставку
Банк России продолжает ужесточать денежно-кредитную политику сильнее ожиданий рынка. На предпоследнем в этом году заседании в пятницу совет директоров ЦБ повысил показатель сразу на 200 б. п. до 15% годовых. Таким образом, это уже четвертое повышение ставки подряд.
К ужесточению политики ЦБ перешел в июле 2023 года. Тогда после продолжительной паузы совет директоров решил увеличить показатель с 7,5 до 8,5% годовых. Из-за обвала рубля в августе Банк России собрался на внеплановое заседание и задрал ставку еще на 3,5%. На прошлом заседании показатель повысили до 13%, хотя главы Сбербанка и ВТБ Герман Греф и Андрей Костин прогнозировали ее сохранение.
«Текущее инфляционное давление значительно усилилось и складывается выше ожиданий Банка России», — объяснил свое нынешнее решение регулятор. Растущий внутренний спрос все больше превышает возможности расширения производства товаров и услуг, темпы кредитования и инфляционные ожидания остаются высокими, а ценовые ожидания предприятий достигли «исторически высоких значений».
По итогам 2023 года инфляция теперь прогнозируется на уровне 7–7,5% (ранее 6–7%). Если раньше регулятор хотел вернуться к цели в 2024 году, то теперь рост цен ожидается на уровне 4–4,5%. «Возвращение инфляции к цели и ее дальнейшая стабилизация вблизи 4% также предполагают продолжительный период поддержания жестких денежно-кредитных условий в экономике», — отмечается в сообщении. В годовом измерении рост цен составил 12,1% после 5,1% во втором. Годовая инфляция, по оценке на 23 октября, повысилась до 6,6% после 6% в сентябре.
Следующее и последнее в этом году заседание совета директоров по ключевой ставке запланировано на 15 декабря.
Российская валюта на решение ЦБ спекулятивно отреагировала ростом. В первые минуты после объявления ставки курс евро на Мосбирже опустился ниже 98 рублей впервые с 5 июля, а доллар торговался ниже 93 рублей, но уже к концу дня курс снова почти вернулся к исходным значениям до повышения.
Эльвира Набиуллина: «Мы наблюдаем инфляцию, вызванную внутренней разбалансировкой спроса и предложения»
«Денежно-кредитная политика должна быть более жестокой»
В том, что регулятор повысит ставку, сомнений не было практически ни у кого. За неделю до заседания инфляция снова ускорилась: с 17 по 23 октября она составила 6,59% год к году против 6,38% неделей ранее. При этом большинство аналитиков склонялись к шагу на 1 п. п. до 14%, часть говорили о повышении до 15%.
Первый зампред правления ВТБ Дмитрий Пьянов накануне выражал надежду на менее резкий шаг и сравнивал заседание ЦБ по ставке с битвой при Ватерлоо. «Как Ватерлоо определяло судьбу Европы, так и это заседание определит во многом развитие и финансового, и банковского рынков в оставшемся 2023-го и прежде всего в 2024 году», — говорил он.
На столе у совета директоров было три варианта — 14%, 14,5% и 15%. Вариант сохранения ставки не обсуждался, позже рассказала глава Банка России Эльвира Набиуллина на пресс-конференции.
Ужесточение денежно-кредитной политики, по ее словам, уже транслируется на экономику. Однако текущая инфляция все еще в значительной степени формируется под влиянием более низких процентных ставок первой половины этого года. На последних заседаниях регулятор поднимал ключевую ставку «ощутимыми шагами» и будет готов сделать это вновь, заверила она. Если ЦБ увидит признаки устойчивого замедления инфляции и охлаждения инфляционных ожиданий, то будет готов перейти и к снижению ставки. В базовом прогнозе это может произойти в следующем году.
«Опыт показывает, что в таких условиях период поддержания высоких ставок должен быть долгим», — заметила Набиуллина. Нынешняя ситуация, по ее словам, отличается от 2014 и 2022 годов, когда помимо роста инфляции наблюдались существенные риски для финансовой стабильности, во многом связанные с внешними причинами. «Сейчас ситуация принципиально иная. Мы наблюдаем инфляцию, вызванную внутренней разбалансировкой спроса и предложения. Спрос растет, рост предложения упирается в ограничение, в результате рост цен ускоряется. Вместе с тем бюджетная политика на ближайшие три года остается стимулирующей. Это значит, что денежно-кредитная политика должна быть более жестокой, чтобы вернуть инфляцию к 4 процентам», — пояснила она.
При этом пик инфляции в России пройден в III квартале, дальше она будет замедляться. Однако в годовом выражении пик придется на весну следующего года «во многом из-за эффекта базы».
Тысячерублевку с видами Казани доработают к 2024 году
По просьбе журналистов председатель Банка России прокомментировала и введение для крупных экспортеров обязательной продажи валютной выручки. Эта мера, по ее словам, может сработать в краткосрочном периоде для стабилизации курса рубля, который формируется под влиянием фундаментальных факторов вроде соотношения экспорта и импорта. «Мы и правительство будем проводить мониторинг того, как она действует, чтобы оценить ее эффекты», — добавила она.
Еще одна актуальная тема — скандал с дизайном тысячерублевой банкноты. После презентации купюр номиналом 1 тыс. и 5 тыс. рублей на Банк России обрушился шквал критики от РПЦ и православной общественности. Напомним, на лицевой стороне новой купюры разместили объекты Нижнего Новгорода, а на обороте — казанские башню Сююмбике с полумесяцем и музей истории государственности татарского народа и Республики Татарстан. Последний расположен в здании бывшей Дворцовой церкви в Казанском кремле, но, поскольку здание сейчас светское, креста там нет. Не появился он и на банкноте. Через два дня после презентации ЦБ объявил об остановке выпуска новой тысячерублевки для доработки дизайна.
Намерение доработать дизайн оборотной стороны купюры Набиуллина подтвердила и на пресс-конференции. Правда, не уточнив, как именно. Результат она обещала представить только в следующем году. При этом лицевая сторона останется в прежнем виде. Кроме того, из-за скандала ЦБ решил поменять процедуру обсуждения дизайна. «У нас есть экспертные группы по каждой купюре, куда приглашаются историки, деятели культуры. Думаю, что будем расширять участие в экспертных группах, и, возможно, более публично обсуждать возможный дизайн», — добавила она.
Что касается кредитного рынка, то о его схлопывании говорить нельзя, у регулятора таких опасений нет. При этом кредитование хоть и замедляется, но растет высокими темпами. «Так, корпоративные кредиты растут на уровне 20 процентов в годовом выражении, даже чуть больше. Необеспеченное потребительское кредитование растет темпом 15 процентов, не говоря уже об ипотеке — она растет темпами в районе 30 процентов. И наша политика направлена на то, чтобы эти темпы кредитования были более сбалансированными», — пояснила Набиуллина.
Косвенно в росте цен глава ЦБ обвинила строителей, она также напомнила, что Банк России считает льготные программы по ипотеке уместными, только если они применяются как антикризисные меры. Потому что в противном случае положительные эффекты от таких программ перекрываются — они толкают цены на недвижимость вверх. Поэтому ЦБ предлагает правительству увеличить первоначальный взнос по льготной ипотеке, «но это решение правительства».
«У ЦБ нет уверенности, что будет через 1,5 месяца»
Банк России хочет закрепить успех в борьбе с ростом цен и падением рубля, объясняет сегодняшнее решение регулятора эксперт «БКС Мир инвестиций» Михаил Зельцер. По его мнению, ставки в 13% уже не хватало, чтобы в следующем году достичь цели по инфляции на уровне 4%. Высокая ставка останется надолго, а разворот возможен лишь ко второму полугодию 2024-го, считает аналитик. «И то, если снизится дисбаланс спроса и предложения товаров и услуг, нормализуется обстановка на рынке труда, инфляционные ожидания населения и частного сектора замедлятся, кредитный пузырь начнет активно сдуваться, а нацвалюта стабилизируется ближе к 90 за доллар, а не выше 100», — оговаривается Зельцер. Довольно много условий.
Нынешнее резкое повышение ставки не обязательно последнее в этом году, замечают экономические телеграм-каналы MMI и «Суверенная экономика». В релизе ЦБ нет явного сигнала на еще одно ужесточение, но на это намекает опубликованный прогноз регулятора, указывает MMI. «Прогноз средней ставки до конца года — 15–15,2%. Это означает, что в декабре ставка может быть повышена до 16%», — пишет канал. Главными индикаторами для Банка России станут темпы кредитования и роста цен. На возможность еще одного повышения ставки обращает внимание и старший стратег «СберИнвестиций» Игорь Рапохин.
В похожем ключе рассуждает и профессор НИУ ВШЭ Евгений Коган: «Предела по ставке мы не достигли. На прогнозе допускается повышение <…> в декабре — до 16%. <…> Это значит, что у ЦБ нет уверенности, что будет через 1,5 месяца».
Банку России пришлось действовать «агрессивно» из-за более быстрого, чем ожидалось, роста цен, указывают «Альфа-Инвестиции». И допускают, что 15% годовых продержится еще долго. Экономист «Локо-Инвест» Дмитрий Полевой подтверждает, что решение вызвано возросшими инфляционными рисками (активным ростом цен). Ставка в этом году может сохраниться на уровне 15%, но в 2024-м «возможны совершенно разные траектории», отмечает он в своем посте с характерным названием «Центральный Банк идет „ва-банк“».
15% — это, скорее всего, пик ключевой ставки в этом цикле, считает экономист Bloomberg Economics Александр Исаков. По его мнению, сигнал из релиза ЦБ о «продолжительном периоде поддержания жестких денежно-кредитных условий в экономике» нельзя считать твердым обещанием долго держать высокие ставки. Позиция изменится в I квартале 2024 года, когда кредитный импульс станет отрицательным, пишет аналитик в своем телеграм-канале «Холодный расчет».
Что будет с рублем? «Курс рубля в краткосрочной перспективе может продолжить укрепление и тестировать 90 рублей за доллар. До конца года ждем закрепления курса в диапазоне 90–95 рублей за доллар», — отметил аналитик Промсвязьбанка Денис Попов. По мнению Сбера, новая ставка должна помочь рублю укрепиться до 90 за доллар к концу года.
«Чем можно объяснить повышение ставки, да еще сразу на 200 п. п., кроме как уверенностью во вседозволенности банковского сектора, уверенно взявшего курс на удорожание своих денег и кредитов? <…> ЦБ усиливает удушение реального сектора экономики. Ведь за него ЦБ не в ответе», — язвит телеграм-канал «Канал визионера». «Повышение ключевой ставки с 13 до 15% — это сильный удар для малого и среднего бизнеса. ЦБ придушил его, но не до полной смерти. Рублю при этом помог, но не сильно», — реагирует телеграм-канал «Набережная, д. 2».
Что касается роста цен, здесь прогнозов меньше. Инфляция не снизится, скептически оценивает решение Банка России телеграм-канал «Деньги и песец». «Если финансируемый правительством сектор продолжит поглощать ресурсы, формируя устойчивый дефицит товаров и услуг за своими пределами, то компенсировать этот дефицит придется потребительским импортом, во-первых (спросом на валюту, ростом курса доллара и повышением цен), и повышением цен „отечественным товаропроизводителем“, во-вторых. Или дефицит (чего не хочет допускать правительство), или высокие цены. Можете выбирать», — отмечает канал.
«Только что сверстанный с немалым трудом проект бюджета рушится, потянув за собой национальные цели и другие госпрограммы. На 2–2,5% ускорится реальная инфляция, будет ограничен потребительский спрос как альтернатива банковским инвестициям. Дополнительные запросы бюджета увеличатся на 800 миллиардов – триллион рублей, стоимость не самого дешевого нацпроекта. Одновременно банковский сектор получит гарантированную прибыль простым пересчетом депозитных процентов. Глава ЦБ Набиуллина пошла на открытую конфронтацию с исполнительной властью после того, как была отвергнута ее позиция в части валютно-экспортного регулирования», — отмечает телеграм-канал «Незыгарь».
«Теперь, если хочешь что-то купить, надо не кредит брать, а копить»
«Раньше все — от соковыжималки до квартиры — в кредит. А теперь надо не кредит брать, а копить»
В беседе с «БИЗНЕС Online» эксперты объясняют, почему ЦБ пришлось резко повысить ставку, и рассуждают о последствиях такого шага.
Александр Виноградов — ведущий экономист АНО «Научно-исследовательский центр Олега Григорьева „Неокономика“»:
— Я ожидал повышения ставки максимум до 14 процентов, то есть увеличения на 1 процент. Но они увеличили ставку на 2 процента. Значит, ситуация может быть серьезнее, чем нам кажется на обывательском уровне. Это проактивные действия, а не действия, сообразные ситуации. Инфляция стала ускоряться, правительство вваливает деньги в нужные ему сектора, что автоматически порождает дефицит производства кадров в других отраслях. Это стимулирует импорт. Соответственно, будет оказано давление на курс рубля.
Таким резким повышением ставки до 15 процентов годовых Центробанк пытается затормозить те негативные эффекты, которые возникнут в результате такой политики. Вместе с тем тормозится кредитование, стройка. Тут нет хороших решений. ЦБ действует в рамках своего мандата, его задача — затормозить инфляцию. Он не отвечает за экономическое развитие. На какое-то время новая ставка действительно укрепит рубль.
Андрей Кочетков — аналитик «Открытие Инвестиции»:
— Перед тем как ЦБ РФ принял решение по ставке, многие аналитики склонялись к тому, что ЦБ оставит ставку без изменений. Мы это совершенно не рассматривали по целому ряду причин. Как минимум мы предполагали повышение ставки на 100 пунктов. Но, конечно, 200 пунктов было, скажем так, небольшим сюрпризом. У Банка России поддержание рубля сейчас не находится на первом месте. Главное, что он контролирует, — это инфляция.
На неделе до 23 октября инфляция ускорилась на 0,24 процента до 6,59 процента. При этом предыдущий прогноз по инфляции составлял 6–7 процентов годовых. Новый прогноз составляет 7–7,5 процента. Я думаю, это достаточно консервативный прогноз, а инфляция будет ближе к 8 процентам, а то и выше. Соответственно, при сохранении темпов инфляции, которые сейчас еженедельно прирастают, мы можем достичь 8 процентов уже к декабрю этого года, когда у нас происходит традиционное новогоднее повышение цен. И ЦБ вполне справедливо говорит, что инфляционные риски прирастают, а инфляция — основной мандат ЦБ. Поэтому повышение процентной ставки было практически неизбежно.
Если инфляция будет прирастать текущими темпами, то мы вряд ли в 2024 году выйдем на уровень в 4 процента (цель Банка России — прим. ред.). Это придется пересматривать, и весьма существенно. Многие говорили, что вроде бы рубль укрепляется и теперь нет оснований для понижения процентной ставки. Но рубль и инфляция не настолько коррелируются.
15 процентов годовых — это существенно выше, чем дивидендная доходность большинства, если не всех акций на рынке. Той же «Татнефти». Они такой дивидендной доходности не предоставляют. Мы предполагаем, что после этого часть капитала уйдет на долговой рынок, на депозиты, и частного давления на валютный рынок такого уже не будет. И поэтому и курс рубля продолжит укрепляться. Мы видим реакцию, что рубль стал существенно укрепляться, и, вероятно, цель в 85–90 рублей за доллар будет достигнута в ближайшее время. Плюс [оказывает влияние] указ президента о продаже экспортерами значительной части валютной выручки на внутреннем рынке.
Александр Разуваев — экономист, член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров:
— Почему такое резкое повышение ставки? Инфляция оказалась выше, чем ожидали. Но это хорошо для рубля. Вырастут ставки по вкладам. Что еще можно сказать? ЦБ об этом не говорил, но это видно: у нас другая модель касательно кредитов. Раньше [было так, что] все — от соковыжималки до квартиры — в кредит. Потому что раньше у нас размещались дешевые западные деньги. А теперь, если хочешь что-то купить, надо не кредит брать, а копить.
А процентные ставки по вкладам достаточно высокие. Соответственно, такая модель у нас наблюдалась 20 лет назад. Курс будет, по некоторым прогнозам, 80 [рублей за доллар]. А может, и еще крепче. И я думаю, что ЦБ все делает правильно.
Валентин Катасонов — профессор кафедры международных финансов МГИМО, доктор экономических наук, русский экономист и руководитель Русского экономического общества им. Шарапова:
— Для меня и для многих других это было достаточно шоковым решением. Мы понимаем, что Центробанк играл и продолжает играть по правилам международного валютного фонда, то есть собирается таргетировать инфляцию с помощью ключевой ставки. Все предвидели повышение на 1 процентный пункт до 14, но повысили до 15. Центральный банк ссылается на то, что инфляция разгоняется. Но я уже много раз говорил о том, что инфляцию надо подавлять другими методами, не ключевой ставкой. Это как добиваться снижения температуры тела пациента за счет отправки на тот свет.
Для того чтобы управлять валютным курсом рубля, существуют другие инструменты и таблетки. Тот дурдом, что творится на Неглинке, уже и комментировать сложно. Это как лечить больного гриппом слабительными средствами. У них как будто есть четкая задача задушить и уничтожить нас.
Надо отдать должное банкам за то, что они не реагируют так точечно на повышение ставки ЦБ. Центральный банк иногда даже обижается, когда банки не хотят идти в ногу с поручиком. Думаю, в этот раз они тоже постараются не буквально повторить то, что сегодня проделали ЦБ. Какие-то повышения процентных ставок произойдут, как по активным, так и по пассивным операциям, но не на 2 процентных пункта.