«Мы хотели выселяться из гостиницы, оставалось только вещи собрать. Зазвучала пожарная тревога. Но часто же бывает, что она учебная, не реагируешь. Потом в дверь постучала горничная: «Задымление, выходите», — описывали начало пожара в отеле Kamarooms две девушки из Саранска. Четырехэтажная гостиница семьи Гомберг, которая приносила 150 млн рублей выручки в год, сгорела словно карточный домик — за 20 минут. Жертв чудом удалось избежать. Причины возгорания выясняются, а среди погорельцев оказалась саудовцы, прибывшие обучаться в «Ремдизель». О том, как пожар «пожирал» здание, почему сигнализация не сработала сразу и какие нарушения в пожарной безопасности нашли надзорные органы в апреле этого года, — в материале «БИЗНЕС Online».
«Нам постучала в дверь горничная, сказала: «Задымление, выходите»
Пожар в челнинском четырехзвездочном отеле Kamarooms начался сегодня в 9:20. Что стало причиной — до сих пор неизвестно. По данным экстренных служб, в здании загорелись кровля и утеплитель фасада на 3-м и 4-м этажах.
А источники «БИЗНЕС Online» в экстренных службах рассказывают: пожар мог начаться с установок, которые создают тепловую завесу и которые накануне поставили на входе. Якобы с камер видеонаблюдения видно, как пламя оттуда распространилось по всему зданию. Другой источник не отрицает слов предыдущего, но отвечает более лаконично: «Нарушение монтажа электрооборудования».
Что бы ни вызвало пожар, огонь быстро распространился. Пламя охватило фасад отеля, а затем перекинулось на крышу. В один момент огонь дошел до вывески, и та, промучившись несколько минут, рухнула наземь. Как говорят очевидцы, через несколько минут языки пламени нашли путь к утеплителю — тогда стало ясно, что зданию конец: со стен «начали падать огненные капли», а огонь выходил из швов второго и третьего этажей. В этот момент Kamarooms и прилегающие здания скрылись в клубах густого черного дыма. Когда на место приехали пожарные, спасать, по сути, было нечего. Основную часть здания «сожрало» пламя, а общая площадь возгорания составила 4 тыс. кв. метров.
Одним из пострадавших в пожаре оказался известный стилист и телеведущий Алексей Сухарев. По его словам, сначала в отеле сработала пожарная сигнализация, а уже через 10 минут все было заполнено дымом. «Я вышел из номера буквально за 7 минут до того, как полностью охватило огнем весь отель. Сработала пожарная тревога, я подумал, что учения, открыл дверь [номера] и понял, что пахнет [гарью]. Уже через минуту от дыма не было видно ничего. Я просто схватил паспорт, телефон, накинул пальто и побежал», — рассказал Сухарев.
Как написал стилист в соцсетях, его спасло то, что он был одет и уже собирался на работу, тогда как многие постояльцы в 9:30 в выходной день еще спали и им приходилось выскакивать прямо из кроватей. Кто-то уходил босиком по свежевыпавшему первому челнинскому снегу.
«Мы хотели выселяться из гостиницы, оставалось только вещи собрать. Зазвучала пожарная тревога. Но часто же бывает, что она учебная, не реагируешь. Потом нам постучала в дверь горничная, сказала: «Задымление, выходите». Взяли паспорт, телефон, свою собаку», — рассказали две девушки из Саранска Евгения и Екатерина
«Мы хотели выселяться из гостиницы, оставалось только вещи собрать. Зазвучала пожарная тревога. Но часто же бывает, что она учебная, не реагируешь. Потом нам постучала в дверь горничная, сказала: „Задымление, выходите“. Взяли паспорт, телефон, свою собаку», — рассказали две девушки из Саранска Евгения и Екатерина. В здании у них остались вещи, судьба которых в момент беседы с корреспондентом была неизвестна. Позже оказалось, что, в отличие от многих, им повезло — имущество не пострадало, и они забрали его позднее.
Огонь, как говорят девушки, пошел с середины здания, и в один момент с него начали лететь во все стороны клубы огня. Здание разгорелось за «7–9 минут», оценивают они стремительность возгорания, а пожарных ждали долго. «Внутри был только запах дыма, который усиливался ближе к выходу. Огня мы не видели. Вышли с черного хода, сразу огонь не видели — только черный дым сверху. Когда к боковой части подошли, увидели, как огонь уже закручивается», — добавила одна из постоялиц.
Главный вопрос, сформулированный погорельцами: пожар начался в примерно 9:20, но, по заявлению МЧС, сигнализация сработала только в 9:40 — как так произошло? Источник «БИЗНЕС Online» предполагает, что такое может произойти, если сотрудники пытались справиться с огнем самостоятельно и только затем, поняв, что ситуация вышла из-под контроля, вызвали пожарных. Но и это маловероятно: по словам анонимного эксперта, гостиница должна быть оснащена системой ПАК «Стрелец Мониторинг», которая автоматически отправляет сигнал в пожарную службу, и уже через минуту по вызову выезжает экипаж огнеборцев. Во всем этом сейчас разберутся дознаватели МЧС.
У пожара обнаружился Рустам Гатин, а среди погорельцев — делегация из Саудовской Аравии
К моменту прибытия корреспондента «БИЗНЕС Online», примерно в 10:20, огнеборцы потушили основную часть здания. Из руин отеля все еще выходили небольшие клубы дыма, а в округе витал тошнотворный запах гари. Вокруг здания стояло не меньше 8 пожарных машин, и спасатели сновали по округе, добивая последние очаги огня.
Все подъезды к Kamarooms закрыла полиция. Но это не помешало зевакам с телефонами окружить место происшествия. Десятки людей снимали пепелище, по видеосвязи с родственниками сокрушались, какая трагедия; строили разные теории о причинах пожара — от поджога до неисправной проводки. А кто-то просто поражался масштабам. «Во зрелище!» — емко прокомментировал инцидент прохожий.
Помимо силовиков, сюда прибыль неожиданный гость — предприниматель Рустам Гатин, который обеспечивает едой жителей Лисичанска. «Мы только что отработали субботник, у меня кухня не остыла. Будет команда — все организуем», — поделился причиной своего появления Гатин.
Вокруг здания стояло не меньше 8 пожарных машин, и спасатели сновали по округе, добивая последние очаги огня
В это же время МЧС проводило перепись пострадавших, выясняло у руководства отеля количество постояльцев и сотрудников, сколько из них покинуло здание. Таких было 72: 52 гостя и 20 работников отеля — все живы. Часть постояльцев не застали пожар — были на работе или на прогулке. Остальные же в это время приходили в себя. Они стояли недалеко от оцепления, многие пребывали в шоковом состоянии. Вскоре работников и гостей через мегафон позвали в соседний ТЦ «Дом мебели», где погорельцы приходили в себя и отмечались в списках спасателей.
На фоне остальных постояльцев выделялась группа мужчин с явно ближневосточным происхождением. Зарубежные гости не говорили по-русски, а со спасателями общались через онлайн-переводчики. Как рассказали источники «БИЗНЕС Online», это делегация из Саудовской Аравии, которая прибыла в «Ремдизель» для обучения. Один из делегатов, к слову, во время эвакуации надышался дыма: он с трудом ходил, постоянно кашлял, был в полусознательном состоянии. В «Доме мебели» коллеги и неравнодушные граждане помогали ему прийти в себя.
Спустя полчаса в здание зашли, судя по всему, представители администрации. Они попросили гостей сгоревшего отеля собираться и идти к стоявшему рядом автобусу — их переселят в гостинцы «Опен Сити» и «Расстал».
Kamarooms: жемчужина челнинской семьи бизнесменов
Отель Kamarooms Business Hotel & Spa был открыт в октябре 2014 года и имеет статус «четыре звезды». К слову, отелей такой категории в Набережных Челнах всего два. Kamarooms располагается по адресу: Московский проспект, 159. В отеле 108 номеров стоимостью от 4,1 тыс. до 12,5 тыс. рублей в зависимости от категории.
Kamarooms — бизнес известной в городе семьи Гомберг. Они владеют отелем через ООО «Пульс». 66% компании принадлежит Светлане Гомберг, 31,5% — у ее супруга Константина и 2,5% — у их сына Михаила. Как следует из открытых источников, за 2022 год отель принес владельцам выручку в 152 млн рублей, а чистая прибыль составила более 20 миллионов.
Идея строительства отеля, как Светлана сама рассказывала «БИЗНЕС Online», пришла в тот момент, когда в город часто приезжали партнеры по бизнесу и каждый раз появлялась проблема, куда их селить. Теперь гостиница регулярно выступает площадкой для деловых встреч и пресс-конференций. При отеле также располагается ресторан Boho. Он появился после ребрендинга местного трактира. А в 2020 году отель также объявил об открытии экоспа List. Помимо отеля, Светлана имеет доли в 7 действующих компаниях в Набережных Челнах. Бо́льшая их часть зарегистрирована на Московском проспекте.
Что интересно, в 2014 году отель проходил реконструкцию — тогда здание получило третий и четвертый этажи. А этой весной надзорные органы нашли два нарушения. Во-первых, планировка на плане эвакуации не соответствовала действительности, а сам план находился не там, где должен был. Во-вторых, руководство не организовало эксплуатационные испытания пожарных лестниц, ограждений на крыше.
Еще один известный семейный бизнес — ТЦ «Меркурий», который является одним из старейших торговых центров в городе. В советские времена он входил в систему «Спорткульттоваров» и был едва ли не единственным магазином в Челнах, где можно было найти музыкальные инструменты, магнитофоны, дефицитные аудиозаписи и грампластинки. Сегодня ТЦ принадлежит ООО «Юность», владельцами которого являются четыре физлица — Гузель Махиянова (56,2%), а также Константин (31,5%), Светлана (9,8%) и Михаил (2,5%) Гомберг.
Владельцы неоднократно выставляли торговый центр на продажу, впервые — в далеком 2016 году за 110 млн рублей. В 2018-м прокуратура нашла нарушения норм пожарной безопасности в ТЦ. Было возбуждено дело об административном правонарушении. В этом году торговый центр пытались продать уже за 76 млн рублей сразу с двух «рук» — через ООО «Капитан», которым владеет Константин Гомберг, и риелторов АРР.
В июле 2023-го Светлана открыла ООО «Кубрум», через которое, судя по всему, также планирует заниматься гостиничным бизнесом. В рейтинге «БИЗНЕС Online» 2022 года «Топ-50 лиц гостеприимства Татарстана» Гомберг заняла 38-ю строчку.
Связаться с семьей Гомберг и получить их комментарии пока не удалось: телефон Светланы с самого утра не отвечал, а Константин, услышав, что беседует с журналистом, положил трубку. Так что вопросы о их версии пожара, страховке здания и ущербе постояльцев пока остаются без ответа.