«Он сказал, что поможет быстро переоформить землю, и, когда получил все документы, просто выгнал персонал и повесил замок. «GreenPark мой», — сказал», — говорит подозреваемая Татьяна Решетова. Ее вместе с супругом подозревают в мошенничестве и де-факто создании пирамиды. По версии адвокатов, семья сначала собирала деньги под видом вложений в рыбный бизнес, а затем — в загородный клуб. Платили по 5–10% от суммы вклада ежемесячно, собрав, по версии следствия, 343 млн рублей. Затем выплаты прекратились. Семья уверяет: у них «отжали» доходный загородный клуб. О том, как супругов отправляли в СИЗО и почему сумма ущерба может быть лишь вершиной айсберга, — в материале «БИЗНЕС Online».
«Были выплаты, были дивиденды. Люди поднялись на этом»
Сутки в изоляторе изрядно помотали главу семейства Решетовых — 51-летнего Сергея. Он и супруга в октябре оказались в центре скандала вокруг «рыбной пирамиды». Скандал закончился вполне предсказуемым задержанием и, как следствие, избранием меры пресечения.
Супругов, выходцев из Оренбурга, которые несколько лет назад организовали в Челнах рыбный бизнес, обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере, совершенном группой лиц (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Уголовное дело в отношении них возбудили 6 октября, а задержали — 25-го. Следствие подозревает, что супруги организовали финансовую пирамиду, в которую под видом инвестиций в рыбный промысел предлагали вложиться всем желающим.
Как рассказал «БИЗНЕС Online» адвокат потерпевших Руслан Нагиев, со временем список вариантов для вложения вырос и в какой-то момент людям предлагали «инвестировать» не только в рыбный бизнес, но и в застройку и развитие загородного клуба, а дивиденды достигали 5–10% ежемесячно.
Загородный клуб, о котором говорит адвокат, — это GreenPark, что под Челнами. «Приезжайте к нам отдохнуть вместе с семьей, друзьями и коллегами. Проведите время вдали от суеты шумного города», — сказано на странице клуба, там же есть ориентир — напротив базы отдыха «Камелот». И указан список услуг: бассейн с подогревом, сауна, ресторан, бар и летние шатры.
Если у человека была плохая кредитная история, Татьяна, жена Сергея, предлагала обратиться в определенный банк, и там все заявки одобряли. Как это получалось, проверит следствие
«Один из моих доверителей им передал 10 миллионов летом и три месяца получал по миллиону — 10 процентов. За этот период, за месяц-два, его родственники, видя, какой фантастический доход человек получает, решили тоже вложиться. Больших денег у них не было, и один дом заложил, взял кредит под залог имущества, другой — квартиру, третий — машину. И вот таких потерпевших много», — рассказал Нагиев.
При этом, если у человека была плохая кредитная история, Татьяна, жена Сергея, предлагала обратиться в определенный банк, и там все заявки одобряли. Как это получалось, проверит следствие.
Суммы «инвестиций» разнятся: кто-то вложил сотни тысяч рублей, кто-то — десятки и сотни миллионов. Среди пострадавших и простые граждане, залезшие в кредитную кабалу, и чиновники.
Следствие на заседании озвучило сумму ущерба — 343 млн рублей. Впрочем, это лишь предварительная цифра, которая сформирована из заявлений пострадавших. На деле многие еще не успели обратиться в полицию или не делают этого из-за служебных ограничений и нежелания светиться. Ущерб, по мнению Нагиева, на деле составляет около 1 млрд рублей, а пострадавших — несколько сотен. Но это тоже предварительная оценка адвоката.
Что говорил глава семейства
В суде Решетов выглядел уставшим, явно невыспавшимся. От камер подозреваемый старательно прятался с помощью листочка и ладони. Внимание прессы Решетова не радовало, и он вместе с адвокатом Ларисой Ковчег попросил судью закрыть заседания для СМИ, на что дали отказ.
Бизнесмен отвечал на вопросы журналистов неохотно, но пару тезисов прокомментировал. Закономерно вину отрицал — деньги не брал. «Мошенничества не было, выплаты были. Если бы оно было — собрали бы деньги и уехали. Правильно? Были выплаты, были дивиденды. Люди поднялись на этом, мы построили GreenPark», — высказался по теме подозреваемый. Но почему Решетовы перестали выплачивать деньги вкладчикам — на это один лаконичный ответ: «Без комментариев!»
В ходе заседания Решетов (после инструктажа от адвоката) просил отправить его под домашний арест. Со слов подозреваемого, у него в 2020 году случился инфаркт. Без хирургического вмешательства, от которого он отказался из-за проблем с выплатами, его ждет повторный приступ и, возможно, смерть. К делу даже «пришили» справку о состоянии здоровья Решетова. Еще один аргумент за домашний арест — наличие несовершеннолетнего ребенка.
Зачитанные судьей фамилии потерпевших Решетов, с его же слов, ни разу не слышал, а в случае отправки на «домашку» пообещал не бегать от следствия и посещать следователя по любой явке.
Следствие же, наоборот, просило отправить подозреваемого обратно в СИЗО. Прокуратура считает, что на свободе Решетов, отказавшийся сотрудничать со следствием, продолжит совершать преступления: брать деньги с людей, которые не знают о его задержании, уничтожит вещественные доказательства. Несовершеннолетнего ребенка же отправили под попечение старшего сына Решетова.
Судья оказался глух к мольбам стороны защиты и после практически часового перерыва объявил: Решетов отправляется в СИЗО на 1 месяц и 11 дней — до 6 декабря. Владелец «рыбного» бизнеса поник, а его адвокат пообещала обжаловать решение суда.
Позиция следствия по Татьяне — идентичная супругу, и судью по тем же причинам просили отправить ее в СИЗО. Вину Решетова не признала, и адвокат Гульшат Закиева просила домашний арест
«Я признаю вину только в том, что действительно брала деньги, которые вовремя оплачивала»
Следующая на очереди — 43-летняя супруга Татьяна, тоже приехавшая из Оренбурга. Как и Сергея, ее арестовали накануне, но к силовикам женщина пришла сама после ареста мужа. Добровольная сдача отразилась и на внешнем виде, и Решетова выглядела менее уставшей. Татьяна поддержала стиль супруга и тоже нарядилась для заседания в черное. Заодно Решетова попросила привлечь к процессу в качестве общественного защитника юриста Радика Назырова.
Хотя Татьяна была против участия СМИ, в отличие от супруга, она не пряталась от камер, держалась уверенно, охотно общалась с журналистами, Периодически ее жестами одергивала адвокат, стоявшая чуть поодаль. В эти моменты подозреваемая сразу же выдавала уже знакомые корреспондентам «без комментариев».
До заседания Татьяна обвинила во всех бедах некоего Романа Зенкова — нового владельца загородного клуба GreenPark. Из-за этого-то, заявляет Решетова, выплаты и прекратились — объект приносил основной доход. «Он сказал, что поможет быстро переоформить землю, и, когда получил все документы, просто выгнал персонал и повесил замок. „GreenPark мой“, — сказал», — рассказывала подозреваемая. К Зенкову она подала гражданский иск с целью оспорить права на недвижимое имущество — хочет признать сделку недействительной. Якобы актив за 500 млн рублей продала всего за 2,6 миллиона.
Ранее через третьи лица Татьяна передавала пострадавшим аудиосообщение, где рассказывала об угрозах. Имена не называла, но, вероятно, она имела в виду Зенкова.
«Я никого не обманывала и не скрылась, а хотела и хочу рассчитаться со всеми по всем долговым обязательствам. В связи с этим прошу вас всех обратить внимание и предать огласке ситуацию с отнятым у меня путем угроз и обмана активом в виде GreenPark. А именно: меня обманули, пообещав, что, когда я перепишу актив на человека, которому доверяла, они с продажи GreenPark заберут то, что я им должна. Остальные деньги обещали отдать, чтобы я рассчиталась со всеми вами. Я хотела рассчитаться этими деньгами со всеми вами. Но на сегодняшний день те, на кого я переписала GreenPark, отказались от прежней договоренности, и я осталась ни с чем», — рассказала в послании бизнесвумен, попросила поддержки у вкладчиков и пообещала вернуть все долги.
Позиция следствия по Татьяне — идентичная супругу, и судью по тем же причинам просили отправить ее в СИЗО. Вину Решетова не признала, и адвокат Гульшат Закиева просила домашний арест. «Она добровольно пришла в здание УВД, где ее допросили в качестве подозреваемой. Если бы у нее были намерения скрыться от следствия, она бы это сделала», — добавила сторона защиты.
«Я признаю вину только в том, что действительно брала деньги, которые вовремя оплачивала. Но в связи со сложившейся ситуацией сейчас не могу выплачивать. Но я не считаю, что это мошенничество», — выступила с заключительным словом Решетова.
Суд отправил Татьяну, как и ее супруга, в СИЗО до 6 декабря. Женщину новость не обрадовала: она с грустью опустила глаза, на лице выражалось разочарование. Адвокат сразу же пообещала ей «обжаловать приговор».