«Мы ответственны за то, что происходит. Просим с максимальной экономией срабатывать все гидроузлы, потому что мы должны заполнить [водохранилище] к весеннему половодью. Мы на 1,5 метра недозаполняем», — предупреждал сегодня глава минэкологии РТ Александр Шадриков. В Госдуме два часа думали, как решить проблему обмеления Волги. Правда, разговор скорее оставил больше вопросов, чем ответов. Глава Росводресурсов признал, что власти отдают приоритет низовью Волги, потому что там ценная рыба. А на то, чтобы исправить ситуацию, нужны научные исследования, новые сооружения и деньги. О том, что решили и в чем Иран начинает обвинять Россию, — в материале «БИЗНЕС Online».
Прокуратура требует «баланса экономических и экологических интересов»
Разбор полетов из-за катастрофического обмеления Волги, который Госдума устроила 1 ноября, продолжился сегодня. Прошедшая неделю назад дискуссия получилась бурной и растянулась почти на два часа. Впрочем, и сегодня — на совещании комитета Госдумы по экологии — разговор быстрым и простым не получился. Начался он с доклада представителя Генпрокуратуры РФ. Действующих мер, призванных уменьшить воздействие водохранилищ Волжско-Камского каскада (ВКК) на окружающую среду, недостаточно, отметил старший прокурор отдела управления по надзору за исполнением законодательства в экологической сфере Генпрокуратуры Дмитрий Одиноченко. И призвал проработать меры так, чтобы обеспечить «баланс экономических и экологических интересов».
Выходит, сейчас такого баланса нет. Из доклада следовало, что Росводресурсы, которые определяют режим работы водохранилищ, при расчетах на очередной сезон «автоматически программируют» нехватку воды для естественного воспроизводства рыбы весной. В результате из-за зимних спецпопусков воды для низовья страдают регионы на Верхней и Средней Волге. Для воспроизводства рыбы важна рыбохозяйственная мелиорация (дноуглубление, удаление растений и др.). Но если до 1992 года объем работ только в Астраханской области достигал 13 млн кубометров ежегодно, то по итогам 2022-го составил лишь 1 млн кубометров.
Поругала прокуратура и регионы Поволжья. Проверка нашла случаи, когда в субъектах Волжского бассейна (включая Татарстан) земельные участки в границах береговых полос незаконно отдавали в частную собственность. Тут вспоминается недавний скандал с неудавшейся попыткой частной структуры построить причалы у реки Казанки, входящей в Куйбышевское водохранилище. Попал Татарстан и в неприятный список регионов, у которых нет надлежащего земельного контроля за примыкающими к воде территориями.
Основная причина обмеления — это некорректное регулирование стока воды, подытожил Одиноченко. Предложение Генпрокуратуры заключается в том, чтобы перераспределить расход воды с гидрологической зимы на II квартал года.
Росводресурсы: «Мы отдаем приоритет Нижней Волге, поскольку там более ценные виды рыб»
Когда на Волге создавали каскад водохранилищ, не думали об экологии и сохранении рыбы, рассказал депутатам глава федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) Дмитрий Кириллов. «Создавали его исключительно для выработки электроэнергии и снабжения промышленных предприятий. Второй задачей было поддержание судоходства. Сегодня жизнь и обстоятельства изменились», — объяснял Кириллов, откуда истекают нынешние проблемы. Как отметил чиновник, вскоре после запуска водохранилищ начались проблемы с рыбой, и были организованы спецпопуски воды. Меру вводили как временную, но в итоге она стала постоянной, потому что остальные планы по модернизации объектов сельхоз- и рыбного назначения так и остались планами. Позже на это же укажет и минэнерго РФ.
Открывая встречу, глава комитета ГД по экологии, бывший руководитель минприроды РФ Дмитрий Кобылкин привел пять шагов, призванных исправить ситуацию с обмелением:
- увеличение расходов на расчистку и дноуглубление;
- дальнейшее обводнение Нижней Волги для сохранения биоресурсов;
- изучение строительства резервного водохранилища;
- комплексная оценка существующих гидротехнических сооружений, в том числе водозаборов и шлюзов;
- перераспределение источников получения электроэнергии в весенне-летний период.
С этим перечнем глава Росводресурсов полностью согласился, назвал его «выверенным». Но намекнул, что схема простая только на бумаге. «Если мы не сократим свое потребление для обводнения, то резерва никакого не найдем, чтобы сохранять наши биоресурсы. Притом есть различия между Нижней Волгой и всей остальной. Все хотят сохранять рыбу, а на сегодняшний день мы вместе с Росрыболовством, по сути, отдаем приоритет Нижней Волге, поскольку там более ценные виды рыб, осетр и так далее», — признал Кириллов. Осетровых разводят и выше по Волге, позже заметит глава минэкологии РТ Александр Шадриков.
«Но людям, которые живут выше по реке, не объяснишь, что их лещ или карась — рыба менее ценная, и поэтому сохранять мы ее не будем, а всю воду станем отдавать на Нижнюю Волгу», — указал чиновник на «большую проблему противоречивости». Невольно возникал вопрос, почему Росводресурсы не думали об этом прежде и беспокоились прежде всего за низовье, но он остался за рамками совещания.
В понимании Росводресурсов, в дальнейшем спецпопуск воды в Нижнюю Волгу нужно будет сокращать, но за счет строительства инженерных сооружений. «Это просто сказать, но не так просто сделать», — подчеркнул спикер. Дополнительные гидроузлы в одной только Волгоградской области обойдутся в 120 млрд рублей, замечал Кириллов на дискуссии недельной давности в Госдуме. А сегодня отметил, что, например, в Астраханской области люди живут на островах и, если сократить попуски воды, они могут остаться без связи с большой землей. Это все рассуждения на будущее, а в короткие сроки, по словам Кириллова, проблему решила бы настройка сооружений в низовье Волги и накопление повышенных запасов воды к весне.
Страна ежегодно недополучает 50 млрд рублей из-за потерь осетровых, рассказал о последствиях запуска ВКК замглавы Росрыболовства Василий Соколов. Он призывал надзорные ведомства обратить внимание на массу незаконных перекрытий водотоков. «Перекрыты непонятно какими пользователями, непонятно в каких целях», — негодовал участник беседы. Другая проблема — некачественные прогнозы по водности, которые влияют на решения об объемах пуска воды.
Многоводные и маловодные фазы Волги полностью совпадают с колебанием уровня воды в Каспийском море
«Я понимаю, у каждого ведомства свой KPI. Но надо как-то находить общее решение, ребят…»
Во многих населенных пунктах у Волги возвели не просто коттеджные поселки, а многоэтажные дома, решил открыть глаза коллегам депутат Тимофей Баженов. «Несчастные» люди купили там жилье, а главы муниципалитетов, как только начинает расти уровень воды, «звонят на гидросооружения и просят уровень воды понизить». «Я все понимаю, но, если мы сейчас придем к выводу, что в маловодье виноваты люди, это будет, конечно, венец всего нашего великого сборища, которое мы производим», — необычно отреагировал Кобылкин.
Многоводные и маловодные фазы Волги полностью совпадают с колебанием уровня воды в Каспийском море, рассказал глава Росводресурсов, отвечая на один из вопросов. Каспий примерно на 85% «питается» за счет Волги. «Если между нами сказать, то в Иране уже некоторые публицисты, эксперты напрямую обвиняют Россию в изменении состояния Каспийского моря», — признался он.
Ответственность России в этом вопросе «огромная», в том числе за страны, которые граничат с Каспийским морем, согласился Кобылкин. «Мы же не можем как ЧС это рассматривать, пока у нас с вами есть возможность исправить ситуацию. Это вопрос даже не денег, ребята! Это вопрос деградации и плохой динамики, которая с каждым годом хуже, хуже и хуже. В результате мы поручим министерству по чрезвычайным ситуациям ликвидировать эту проблему? Или что? Как двигаться нам? Получается, все институты, которые вокруг созданы и в руки которых была отдана эта река, не справились с этим всем? Так не может быть», — искренне недоумевал парламентарий.
Сейчас Россия может принять огромное количество людей с южных территорий мира, которые «вряд ли поедут жить в Сибирь и за Урал», и нагрузка на южные реки увеличится еще больше, рассуждал Кобылкин. «Я понимаю, у каждого ведомства свой KPI стоит, и он точно не совпадает с общим интересом. Но надо как-то находить общее решение, ребят. Давайте думать. Ну не Дума же… Дума должна думать, вопросов нет, но без вас не справимся. Помогите нам помочь вам», — умолял он.
Чуть позже Кобылкин добавит: «Это вопрос не денег. Это вопрос имиджа страны перед своими людьми и перед миром». Дойдет экс-министр и до того, что в России необходимо создать «Великий план преобразования и сохранения реки Волги».
Шадриков: «Если говорить о рыбе, 70 процентов икры погибло на Куйбышеве!»
Министр экологии и природных ресурсов Татарстана Александр Шадриков подключился к совещанию по видеосвязи и сначала упомянул письма губернаторов к президенту РФ по ситуации с Волгой. «Мы, как исполнительная власть, тоже ответственны за то, что на сегодняшний день происходит, — обратился министр к депутатам. — Куйбышевское водохранилище затрагивает пять субъектов, мы создали межведомственную комиссию из них. Обсуждаем, с каким предложением будем выходить на Росводресурсы».
Сейчас речь идет о сохранении ценных пород рыб, развитии внутреннего туризма (быстроходные суда перестали курсировать, потому что возникла опасность из-за появившихся многочисленных островов), в том числе маршрута «Великий Волжский путь», указал докладчик.
«Если говорить о рыбе, 70 процентов икры рыбы погибло у нас на Куйбышеве, по данным ГосНИОРХа (Государственный научно-исследовательский институт озерного и речного рыбного хозяйства — прим. ред.)», — заметил Шадриков.
«Просим строго соблюдать правила использования водных ресурсов, которые были приняты давным-давно при Советском Союзе. Умнейшие люди создавали Волжско-Камский каскад, умнейшие ученые принимали правила использования водных ресурсов, — напомнил министр. — Мы просили сбрасывать 3,4 тысячи кубических метров в секунду, а сейчас 4,4 тысячи кубических метров в секунду в среднем сбрасывается с Куйбышева. <…> Просим с максимальной экономией срабатывать все гидроузлы, потому что мы должны заполнить [водохранилище] к следующему весеннему половодью. По нашим прогнозам, мы на 1,5 метра недозаполняем. На следующий год Куйбышев опять будем опорожнять. C чем мы останемся и какое будет социальное напряжение?» — вопрошал министр.
Нужно выработать единое мнение «в интересах не только Нижней Волги», призвал глава минэкологии РТ. Он также напомнил, что судоходники просят уровень воды в Нижнекамском водохранилище поднять до 64 м по Балтийской системе (БС), и этот вопрос тоже отрабатывается.
Замминистра природных ресурсов и экологии РФ, а некогда замглавы МЧС Павел Барышев просил поднять статус межведомственной рабочей группы под руководством Росводресурсов (сейчас это консультативный орган) и пересмотреть требования от энергетиков. «Прошли 90-е годы, когда, может, не хватало энергии. У нас не только гидроэлектростанции, надо и тепловые станции, и газовые станции. А эти все вопросы лежат в плоскости другого министерства. И нужно данный вопрос пересматривать», — пояснил он. Также следует пересмотреть и правила использования водных ресурсов в нижней пойме Волги, которые не трогали еще с советского времени, указал депутат.
Коллега Шадрикова из Саратовской области Константин Доронин доложил, что с уровнем воды в Саратовском водохранилище все в порядке. Но в Волгоградском водохранилище проблемы возникли в октябре после сброса воды по рекомендации межведомственной группы. В итоге впервые за 30 лет уровень воды в створе Саратова опустился до 13,49 м БС (средний уровень воды Волгоградского водохранилища — 14,5–15 м БС). Но после совещания губернатора области с Росводресурсами 26 октября были скорректированы сбросные расходы, что позволило стабилизировать уровень воды до 13,89 м БС. Что касается рекомендаций, то глава минэкологии Саратовской области считает, что нужно исключить резкие перепады уровня воды, особенно в период нереста, «чтобы икра, не дай бог, не повисла на камышах», и позволять осуществлять хозяйственную деятельность.
«Вся сегодняшняя дискуссия мне напоминает принцип большого проекта, который, как правило, проходит четыре стадии — шумиху, неразбериху, наказание невиновных, награждение непричастных. У меня ощущение, что мы на этапе неразберихи. Но я уверен, что мы справимся», — описал ощущения от дискуссии депутат Госдумы Евгений Марков. Закончили тем, что Дума подготовит обращения к правительству и в Генпрокуратуру.