Накануне вечером на онлайн-платформах Wink и Start в доступе появились первые две серии фильма «Слово пацана. Кровь на асфальте». Несмотря на эффект завышенных ожиданий на фоне многочисленных разговоров о картине, увиденное скорее не разочаровало — это хорошее мужское кино с напряженным сюжетом и отличными актерскими работами. Следующие эпизоды 8-серийной ленты будут выходить еженедельно. О первых впечатлениях — корреспонденты «БИЗНЕС Online» и наши эксперты.
«Добро пожаловать в Казань!»
«Добро пожаловать в Казань!» — говорит во второй серии «Слова пацана» герой Ивана Янковского, вернувшийся из Афгана с мыслью, что надо «перестать делить асфальт», а зарабатывать деньги, потому что «скоро здесь будет, как в Америке, а то и лучше». В этот момент он дубасит водителя, отказавшегося платить за проезд по дороге на городской окраине. В общем, особых сомнений в том, где происходит действие фильма, нашумевшего еще до своего выхода, нет. Хотя они снимаются еще в первом эпизоде, когда «пацан» Марат (Рузиль Минекаев) под звучащий с экрана энергичный трек дуэта «АИГЕЛ» «Пыяла» проводит бывшему «чушпану» Андрею (Леон Кемстач) быстрый ликбез об истории казанских группировок. Звучат названия — «Тяп-Ляп», «Новотатарские», «Перваки», «Хадишенские», «Аделька»…
Добавляют национального флера и имена героев, скажем, школьной англичанки Флюры Габдуловны, да и вполне логично, что именно в Казани Марат звонит приглянувшейся ему девчонке Айгуль. Правда, татарской речи в кадре практически нет. Хотя само место действия 8-серийной картины временами больше напоминает небольшой город, чем миллионник на Средней Волге.
Не по годам зрелой актрисой предстала в роли Айгуль 14-летняя Анна Пересильд (на фото слева), дочь Юлии Пересильд
В целом же творение шоураннера Жоры Крыжовникова производит впечатление серьезной работы. Причем если в его самом известном сериале «Звоните ДиКаприо!» режиссер делал ставку на звезд — Александра Петрова и Андрея Бурковского, то в первых двух сериях «Слова пацана» значительную часть времени на экране вообще нет сверхузнаваемых лиц. Настоящая удача кастинга — уроженец Нурлата Минекаев, максимально органичный в роли юноши, пусть и мелкого бандита, но еще не утратившего понятий о пацанской чести. Колоритно выглядит и вся молодая братва, из которых, кажется, наиболее аутентичный образ создал уже опытный сериальный актер Лев Зулькарнаев (Зима). Не по годам зрелой актрисой предстала в роли Айгуль 14-летняя Анна Пересильд, дочь актрисы Юлии Пересильд и режиссера Алексея Учителя. Создатель фильма «Матильда» говорил, что изначально был против участия дочери в съемках, поскольку опасался за ее психику — роль (спойлер) предполагает сцену изнасилования. Кстати, в небольшой роли отца девочки снялся народный артист РТ, актер театра им. Камала Ильдус Габдрахманов. За красоту в «Слове пацана» отвечает и младший лейтенант из детской комнаты милиции Анастасия Красовская (Ирина), в ее активе между прочим актерский приз престижного фестиваля в Локарно за фильм «Герда». В милицейской форме белорусская актриса и модель смотрится своеобразно, но глаз от нее не оторвать.
В остальном же Крыжовников рисует довольно жестокий мужской мир, роль женщин в котором (матерей, учителей или возлюбленных) не стоит переоценивать, во всяком случае такой вывод можно сделать по итогам первых серий. Неслучайно тот же Марат оказывается нарочито неопытным в любовных делах и, оставшись наедине с Айгуль, даже не решается обнять ее, не говоря о более решительных шагах.
Крыжовников рисует довольно жестокий мужской мир, роль женщин в котором (матерей, учителей или возлюбленных) не стоит переоценивать, во всяком случае такой вывод можно сделать по итогам первых серий
О какой-то романтизации «казанского феномена» в исполнении Крыжовникова вряд ли приходится говорить. Да, без пацанской романтики «Слово пацана» не обходится, но все эти герои с серым настоящим и покрытым темнотой будущим скорее вызывают жалость. «Уркой хочешь стать, да?» — это все, что может в приступе бессильной злобы сказать сыну Марату его экранный отец в исполнении звездного Сергея Бурунова, добавляя к прочим проблемам еще и конфликт поколений.
А вот за карикатурный образ комсомольца, собравшегося бороться с гопниками, на режиссера могут и обидеться, все-таки в нашей элите по-прежнему множество бывших активистов ВЛКСМ.
Стоит согласиться и с похвалой от первых зрителей картины из киносреды в адрес художников «Слова пацана». И череда покосившихся двухэтажек на районе, и серые пятиэтажные хрущевки (многие из которых до сих пор украшают города), и школьная форма, и кепки-сеточки USA, и еще многое другое выглядят вполне себе приветом из конца 1980-х.
«Общество занимается саморефлексией и самопринятием — психотерапией, если хотите»
За сутки до выхода сериала небольшую «рецензию» на него опубликовала журналистка Ксения Собчак, посмотревшая первые две серии. Непосвященным в детали подписчикам своей страницы в соцсетях она напомнила, что чиновникам из Татарстана картина сразу не понравилась и республика даже настаивала на ее запрете. «Посудите сами. Советский Союз в канун краха. Распространяется подростковое уличное насилие в одном конкретном регионе. Интересно же разобраться, как оно возникло», — отметила Собчак.
«Слушайте, это же классно! Что бы там ни говорили, какие бы учебники ни писали — оказывается, мы хотим смотреть сериалы про нашу не совсем официальную, не совсем парадную историю, — горячо поддержала сериал Собчак. — Общество занимается саморефлексией и самопринятием — психотерапией, если хотите».
Досталось и татарстанским властям. «Ну и, конечно, отношение к „Слову пацана“ чиновников просто очередное доказательство, что история, по их версии, должна быть только парадной. Да не бывает так», — заочно обратилась журналистка к властям республики. В комментариях Собчак указали, что группировки были далеко не только в Татарстане и в 90-х на самом деле было «очень страшное время». «Если запрещают, значит, однозначно надо смотреть!» — отреагировал один из пользователей. К слову, в день премьеры в телеграм-канале Собчак «Кровавая барыня» появился рекламный пост о сериале.
С должным пафосом и обязательными бокалами шампанского первые серии вчера показали в московском кинотеатре «Октябрь». Здесь фильм презентовали Крыжовников и один из продюсеров сериала Федор Бондарчук, а в числе VIP-зрителей оказались актриса Пересильд с дочерьми, телеведущий Тимур Родригез, режиссер Учитель и все та же Собчак с мужем Константином Богомоловым. Московская пресса пишет, что этим вечером в кинотеатре «буквально кипела светская жизнь».
Засветилась на премьере и генеральный продюсер «Матч ТВ» Тина Канделаки, которая с ходу назвала картину лучшим сериалом года. «Офигенный сериал! Очень круто, что у молодого поколения появится возможность посмотреть и понять вообще, что такое 90-е», — отметила она и подчеркнула, что картина прекрасно отражает «ужасные» реалии тех лет. На видео, которое опубликовала Канделаки, Бондарчук сравнивает нынешнюю премьеру с премьерой советского фильма «Чучело».
Как оказалось, к показу приурочили и некую дискуссию о «влиянии контента на ценностные установки молодежи» с участниками всероссийского молодежного движения «Вдохновители» (проект при поддержке минпросвещения, минпромторга и ОНФ). Причем участником беседы стал глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн. В своем телеграм-канале депутат рассказал о премьере, а вот картину оценивать не стал. Но написал: «Важно снимать такое кино, которое будет говорить с молодежью на их языке и вдохновлять наше подрастающее поколение на действительно нравственные поступки».
Александр Хинштейн: «Важно снимать такое кино, которое будет говорить с молодежью на их языке и вдохновлять наше подрастающее поколение на действительно нравственные поступки»
«Вспомните «Бригаду», там же никто не возмущался, что это происходило в Москве»
«БИЗНЕС Online» поговорил с теми, кто уже посмотрел первые серии «Слова пацана».
К примеру, одна из рецензий на картину принадлежит журналистке RT Фарзоне Ширинбек, которой сериал понравился. «Хорошая работа оператора, здорово выстроена драматургия, цепляет визуальный ряд. Актеры сыграли блистательно, причем все», — сказала она нашему корреспонденту. При этом собеседница газеты не ждет какого-то серьезного общественного резонанса от премьеры.
«Людям постарше понятно, что это такая рефлексия в историю, в то, что у нас было, — продолжает Ширинбек. — Порефлексируют и подумают: здорово, что сейчас такого нет. Я понимаю, почему власти Татарстана так реагировали — потому что не хочется вспоминать такую историю. Но у меня не сложилось впечатление, что это происходило только в Казани. Естественно, какие-то намеки на это были. Но то, что показывали в сериале, происходило повсеместно в России и странах СНГ. Я сама из Душанбе. Помню, что такое творилось и у нас во дворах. Вспомните „Бригаду“, там же никто не возмущался, что это происходило в Москве. Если бы я не знала изначально, что речь идет о Казани, при просмотре я бы даже не подумала об этом».
Киновед и постоянный автор «БИЗНЕС Online» Адиля Хайбуллина подчеркивает, что по первым эпизодам все же не стоит делать окончательных выводов о сериальном продукте, поскольку «первые серии бывают самыми манкими, интересными и интригующими, где правильно расставлены все акценты». Пока же, по ее словам, она видит очень качественный продукт, точный с точки зрения потребностей аудитории. «Что касается диалогов, то я не скажу, что это аутентично, что во время группировок так же разговаривали, — считает Хайбуллина. — Понятно, что это подтянуто, приукрашено, чуть-чуть припудрено с точки зрения жаргона, потому что это все-таки сериал и он должен выходить для определенной аудитории. Но все же, мне кажется, нашли баланс между тем, как было на самом деле, и тем, как это должно быть, для того чтобы продукт вышел на широкие экраны. Мне кажется, снимать реконструкцию того, что было, сегодня невозможно и, наверное, не нужно».
Герои «Слова пацана» показались нашему эксперту «очень очеловеченными». «Мы всегда вспоминаем „Бригаду“, их историю дружбы, какой-то кодекс чести, — вспоминает Хайбуллина. — Мне кажется, у „Слова пацана“ есть все шансы стать новым сериалом о нашем прошлом, которое, возможно, немного романтизировано, но в то же время на фоне истории того периода фильм рассказывает об общечеловеческих ценностях. И мне понравилось, что это не ванильная и нежная картина. Я спокойно отношусь к тому, что там как-то задействован Татарстан, что это наш феномен, наши имена, словечки, улицы и это может стать частью сериала. Почему бы и нет, если сериал сделан качественно? А он сделано качественно. Жора Крыжовников, мне кажется, замечательный рассказчик истории, который балансирует между современным киноязыком, стилем, динамикой, визуальной составляющей и правдой жизни».
«Мне не показалось это масштабной работой, вот это я могу сказать точно, — сказал „БИЗНЕС Online“ Ильдар Ягафаров — председатель союза кинематографистов РТ. — Но то, что они точно передают время, — да. Хотя есть, конечно, нюансы, я же в то время тоже жил, все вокруг меня крутилось. Но Жора Крыжовников, это видно, делает такую правильную и честную картину, там нет оды бандитизму. Пока в первых сериях и очень много Казани, хотя говорили, что ее будет мало».
Мансур Гилязов: «Даже в знаменитых «Бандах Нью-Йорка» была мощная идея, что это все абсолютно неправильно»
Не увидел серьезной идеи в «Слове пацана» драматург Мансур Гилязов. «Даже в знаменитых „Бандах Нью-Йорка“ была мощная идея, что это все абсолютно неправильно. У меня самого была идея по бандитским годам, — рассказывает он. — Если бы меня попросили, я бы написал сценарий по реальной истории. В 90-е годы в Челнах кончился инсулин, и мэрия, минздрав, никто не могли помочь диабетикам. И один крупный руководитель обратился к бандитским группировкам: „Ребята, делайте что хотите — деньги есть, инсулина нет“. И они едут в Москву, встречаются с московскими бандитами, у них начинаются какие-то разборки, и они привозят инсулин. Представляете, какая мощная идея! Это все равно что „Однажды в Америке“, какой-то свет должен быть. А тут слишком много драк, некрасиво».