«Максимизация прибыли валютных спекулянтов и вывоз капитала» — такие задачи ставит перед собой Банк России по версии Сергея Глазьева, представившего новую программу опережающего развития страны на Русском экономическом форуме. Мероприятие в формате, где отсутствовали слова на английском языке и иностранные спонсоры, проходило впервые в Челябинске в конце минувшей недели. Его организовали при поддержке Всемирного русского народного собора. Спикеры искали выход из «порочного круга деградации», решали, откуда взять инвестиции, и вспоминали рекорды СССР по темпам роста экономики. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Первый форум без «иностранщины»
При всем многообразии экономических форумов в России в нынешних реалиях, пожалуй, должен был появиться именно «русский» (РЭФ). В отличие от Петербургского и Восточного экономических форумов это мероприятие проходит без единого слова на английском языке, иностранных спонсоров да еще и в «опорном крае державы» — Челябинске. Так описал встречу замглавы Всемирного русского народного собора, председатель совета директоров «Царьграда» православный олигарх Константин Малофеев, открывая пленарную дискуссию в минувшую пятницу. Участникам предстояло обсудить, как совершить тот самый социально-экономический рывок, о котором многократно говорил президент РФ Владимир Путин.
Сегодня важно ответить на вопрос — как мы в долгосрочной перспективе будем решать приоритетные задачи и преодолевать структурные ограничения, задавал тон дискуссии помощник главы государства Игорь Левитин. «Мы понимаем, что искусственно сдерживать наше развитие извне невозможно. Во-первых, Россия является самой большой в мире страной по территории. Во вторых, это одна из крупнейших экономик в мире. И, в-третьих, невозможно игнорировать наше геостратегическое положение. Россия находится на перекрестке важнейших логистических маршрутов», — отметил он.
Задачи на ближайшие годы, которые помогут сделать тот самый «рывок» в экономике, обозначил губернатор Челябинской области и председатель комиссии Госсовета РФ по направлению «экономика и финансы» Алексей Текслер. В их числе, например, рост производительности труда, где основное внимание следует уделять именно повышению эффективности — роботизации промышленности и развитию критических технологий. Еще одна задача — развитие микроэлектроники, которое должно стать таким же приоритетом, «как ядерный проект в 40-е годы». А что для этого потребуется? Развитие и наращивание инвестиций, ответил Текслер. Причем главным источником инвестиций должна стать банковская сфера.
Сергей Глазьев выступил с докладом «Социальная справедливость и экономический рост: программа опережающего развития России»
«Круг экономического процветания» и $1 трлн, «который утек из России»
С основным и самым дискуссионным докладом «Социальная справедливость и экономический рост: программа опережающего развития России», по названию которого и назвали пленарку, выступил известный экономист Сергей Глазьев. Программа — коллективный труд социально-экономического комитета Всемирного русского собора. Она, обозначил экс-советник президента РФ, отличается от либертарианского подхода, «который до сих пор доминирует в макроэкономической политике». Ее цель состоит в построении социальной справедливости на основе эффективной экономики.
Приведем главные идеи экономической части программы и основные тезисы Глазьева:
- России необходимо добиться опережающего экономического развития на основе нового технологического уклада. В этом плане наша страна отстала не только от Запада, но и от государств Юго-Восточной Азии. При этом в ближайшие пять лет темпы роста ВВП могут выйти на уровень не менее 8% ежегодно, а в дальнейшем их можно поддерживать на отметке в 6%.
- Необходимо добиться роста инвестиций и кардинально поднимать уровень расходов на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Доля НИОКР в ВВП должна быть доведена до 7%, доля инновационно активных предприятий — до 60%, а доля высокотехнологичной продукции в экспорте — до 50%.
- Со стороны предложения мы видим простаивающие производственные мощности (порядка 40–45%), а со стороны спроса — огромные возможности. «Как бы Центральный банк ни пытался давить спрос ключевой ставкой, чтобы добиться мнимых успехов в борьбе с инфляцией, в реальности они тем самым только блокируют импортозамещение», — обозначил Глазьев.
- Повышение ставки в конечном счете ведет к росту безработицы: сокращаются кредиты, снижается экономическая активность, тысячи предприятий банкротятся, «людей выбрасывают на улицы», высокая безработица блокирует рост повышения производительности труда, сокращается конечный спрос. «Вот вам борьба с инфляцией в представлении руководства ЦБ. Чисто людоедская, по сути дела, политика, абсолютно не учитывающая наши реальные возможности для экономического развития», — продолжил докладчик.
- Экономический рывок возможен — до 2035 года ВВП может вырасти в 3 раза. Но для этого необходимо поднять инвестиции в 11 раз и увеличить расходы на НИОКР в 18 раз. Соседний Китай добился таких результатов примерно за 20 лет, которые «мы упустили, несмотря на наличие гигантских возможностей». «Вот если бы 1 триллион долларов [за 10 лет], который утек из России за время руководства… За время правления нынешних руководителей ЦБ был бы инвестирован в развитие страны, мы бы уже сегодня вышли на темпы роста не менее 8 процентов в год или даже 6. Но хотя бы не упали ниже 3 процентов, которые сложились до 2014 года», — отметил Глазьев.
- Целью денежных властей должна стать максимизация инвестиций. Пока же главной политикой ЦБ является «максимизация прибыли валютных спекулянтов и вывоз капитала».
- Программа, которую представил Глазьев, опирается на пять составляющих: опережающий рост производств технологического уклада, динамическое наверстывание, догоняющее развитие там, где «мы сильно отстали», углубленная переработка сырья и стимулирование инновационной активности. Чтобы добиться этих показателей, надо менять макроэкономическую политику, в том числе и денежно-кредитную, а также стабилизировать курс рубля.
- Главное — это вывести экономику из «порочного круга деградации», по которому страну «водят уже 30 лет»: всплеск инфляции — повышение ключевой ставки — сокращение кредитования производственных инвестиций — технологическое отставание от передовых стран — снижение конкурентоспособности национальной экономики — девальвация валюты — всплеск инфляции — повышение ставки. Глазьев же предлагает «круг экономического процветания», когда с помощью целевого кредитования роста инвестиций растут производство, доходы и инвестиции, а параллельно снижаются издержки и инфляция.
«Исламский банкинг можно назвать «православным»
С «выпадом» в отношении Центрального банка не согласился председатель комитета Госдумы по экономической политике, депутат от Татарстана Максим Топилин. По его словам, именно благодаря политике финансовых властей, которая началась после кризиса 1998-го, экономика РФ не просто выдержала последние полтора года, но и показала рост, который «никто из наших критиков не мог предположить». «Было бы совсем неправильно так критично относиться к тому, что мы делали раньше», — заявил бывший федеральный министр труда и социальной защиты.
Топилин напомнил и о недавнем заседании в Госдуме, где глава Банка России Эльвира Набиуллина представила видение регулятора на развитие экономики в ближайшую трехлетку. Депутаты пришли к выводу, что «действия Центрального банка являются единственно возможными», сказал Топилин. «Только в результате таких действий мы сможем достичь инвестиционного роста, потому что цель таргетирования именно снижение инфляции. Если вы мне назовете хотя бы одну страну, где в условиях высокой инфляции или гиперинфляции были инвестиции… Я таких примеров не знаю», — сказал он.
Не упустил парламентарий возможности напомнить и об исламском банкинге, о котором накануне также шла речь. Благодаря запуску этого инструмента у регионов России появилась возможность привлекать средства и инвестиции в экономику из дружественных мусульманских стран.
«Здесь мы можем только приветствовать то, что исламский банкинг пришел в страну, — поддержал Малофеев. — Потому что этот банкинг можно назвать „православным“. В христианстве, как и в исламе, процентная ставка очень долго была запрещена, потому что время принадлежит Богу, и его нельзя продавать. Только в связи с дехристианизацией Европы и одновременным развитием банков в XVIII–XIX веках процентная ставка стала возможной».
Поддержал Топилина и полпред президента в Уральском федеральном округе (УФО) Владимир Якушев. По его мнению, с точки зрения оценок доклад Глазьева неверный. Он предложил приземлить градус оценки прошедших 20 лет.
По мнению Владимира Якушева, с точки зрения оценок доклад Глазьева неверный. Он предложил приземлить градус оценки прошедших 20 лет
«Вы когда зряче начнете экономику понимать? Вы что, указ президента не выполняете?»
Своеобразным судьей выступил замсекретаря Общественной палаты РФ Александр Галушка. «Нет в экономике идеальной, универсальной, модельной теории, единственно верной. Это всегда прежде всего работа духа», — начал он и сразу посоветовал присутствующим прочитать книгу «О чем думают экономисты», в которой лауреаты Нобелевской премии подтверждают его слова. А стереотипное экономическое мышление возникает тогда, «когда человек находится в позиции закомплексованного ученика, которого учат с Запада», выразил уверенность он. Если же мы говорим об экономике будущего и ее развитии, то должны ориентироваться на мировой рекорд страны по темпам роста экономики, который был поставлен в 1929–1955 годы. А тогда, по словам Галушка, объем санкций был больше, чем сейчас.
«Нас не то что от SWIFT отключили, у нас золото не принимали в счет оплаты поставок! Эмбарго и блокаду вводили, а мы мировой рекорд по темпам роста экономики явили. При этом продолжительность жизни увеличилась на 26 лет, численность населения — на 146 миллионов человек, несмотря на самую кровавую войну в нашей истории, а реальные зарплаты — в 4 раза, сбережения граждан — в 5 раз», — провел исторический экскурс спикер, который уверен, что за таким успехом стоит организующая роль государства в экономике, не противопоставляемая предпринимательской инициативе.
Галушка негодовал, что ведомства не соблюдают указ Путина об основах государственной политики в сфере стратегического планирования, который строится на балансовом методе. «Вы когда зряче начнете экономику понимать? Вы что, указ президента не выполняете?» — задавал он практически риторические вопросы. Из слов докладчика следовало, что еще в 2016 году были определены приоритеты научно-технологического развития, но ни один проект так и не был выполнен, что вызывает сомнения в управленческой эффективности некоторых людей.
«Может, обратившись к нашему лучшему историческому опыту, поймем, что пока мы не сформируем, по сути своей, ситуацию, когда тот, кто контролирует, отвечает за развитие, то мы ее в корне не поменяем?» — снова вопрошал представитель ОП РФ, говоря о развитии бизнеса. И, по его мнению, это есть решение по существу, а не жевание жвачки о былых проблемах из года в год.
Нормальное госпланирование, соответствующее компетенциям, с использованием цифровых технологий, наделением ответственности Центробанка за экономический рост, вырывание экономики из тарифных тисков и подлинное развитие предпринимательства точно даст темпы роста экономики, уверен Галушка. И это должно привести к росту зарплат и, соответственно, станет решением демографической проблемы. «Чтобы мы от этого позора избавились. Кто бедным-то является? Многодетные семьи. У нас сегодня экономика такова: рожаешь детей — становишься бедным», — резюмировал спикер.