«В многонациональной среде у татар с рождения есть возможность освоить татарский и русский языки в совершенстве. Но, видимо, мы не понимаем этого счастья», — несколько разочарованно заявил глава минобрнауки РТ Ильсур Хадиуллин на I всероссийском форуме родного языка «Туган тел», который сегодня завершился пленарным заседанием в Казани. О чем Рустам Минниханов просил педагогов, чему удивлялся Василь Шайхразиев и как учителей просили не прибедняться и жить на позитиве — в материале «БИЗНЕС Online».
«Раньше были препоны со стороны государства…»
Не только учителей татарского языка и литературы, но и устазов медресе из 30 регионов России — всего около 800 человек — собрал I всероссийский форум родного языка «Туган тел», организованный всемирным конгрессом татар (ВКТ) совместно с минобрнауки республики, пленарное заседание которого прошло сегодня в «Корстоне».
Сразу заметим, что участие мусульманских деятелей в мероприятии было неслучайным. Так, по словам имама-мухтасиба Урмаевского мухтасибата Чувашии Наиля Ямалетдинова, татарский язык находится у них в приоритете, его преподают в мечетях, местном медресе, да и основы ислама абсолютно все желают постигать по-татарски.
Говоря же о привычных учреждениях системы образования, стоит заметить, что школ, где на татарском языке преподают все предметы, сейчас нет за пределами Татарстана. Но все же родную речь изучают в качестве учебного предмета. По словам педагогов, положение с родным языком не сказать чтобы критическое, но хочется, чтобы возможностей для преподавания было больше.
«У нас один урок родного языка и один татарской литературы раз в неделю с 4-го по 9-й классы, — говорит учитель родного языка села Татарское Маклаково Нижегородской области Галия Кутерова, причем с этого учебного года их количество сокращается. — После зимних каникул в 9-м классе уже не преподается».
Галия Кутерова (вторая справа): «У нас один урок родного языка и один татарской литературы раз в неделю с 4-го по 9-й классы. После зимних каникул в 9-м классе уже не преподается»
Есть и сопротивление со стороны родителей, но тут должна вестись разъяснительная работа, добавляет руководитель районного методического объединения учителей родного (татарского) языка и литературы Тюменской области Гузалия Муллачанова. «Татарский язык по заявлению преподается, с родителями активно работают администрация, классные руководители, учителя татарского языка. В Тюменской области родной язык преподают в 50 школах как этнокультурный компонент. В моей школе его изучают 100 процентов учеников, а это 700 детей ходят на уроки татарского языка. Хотя не все они татары, среди них есть узбеки, таджики, представители других национальностей», — рассказывает учительница родного языка и литературы чикчинской школы им. Якина.
Главное — заинтересовать детей. Так, в Астраханской области юных татар на уроки родной речи привлекают изучением литературного татарского языка. «Дети им очень интересуются, так как у нас астраханский диалект и им интересно, как звучит литературный татарский. Не только им, но и представителям 12 национальностей, которые у нас обучаются», — говорит учитель татарского языка и литературы трехпротокской средней школы Гульфия Валеева.
Практически все опрошенные «БИЗНЕС Online» утверждают, что местные администрации за пределами Татарстана всячески поддерживают преподавание татарского языка. Так, по словам Кутеровой, хоть в их школе и мало детей, но власти до конца борются, чтобы сохранить образовательное учреждение. Учитель татарского языка и литературы школы №4 Уфы Лилия Каримова также говорит, что какого-то давления нет, хотя признается, что не так давно в Башкортостане все было не так безоблачно: «Раньше были препоны со стороны государства, сейчас абсолютно никаких нет. Наоборот, нам помогают».
Но татарский присутствует не только в школах и медресе. Добровольно изучают родную культуру и в автономиях по всей стране. Как нам рассказал председатель региональной татарской национально-культурной автономии Москвы Фарит Фарисов, различные программы способствуют изучению родного языка. Но, к сожалению, препятствием на этом пути становятся и личные драмы. «У нас в возрасте 36 лет скончался Тимур Сабиров — айтишник. На нем были замкнуты колледжи, детсады в плане продвижения. „Ак буре“ — это обучающие мультфильмы на татарском, — сообщил Фарисов. — Он, кстати, помогал бойцам СВО, когда они выходили с передовой, монтировал для них видео и отправлял им. Когда стало известно о смерти Тимура, в честь него на передовой организовали боевой салют, как будто потеряли своего бойца».
Ильсур Хадиуллин: «В многонациональной среде у татар с рождения есть возможность освоить татарский и русский языки в совершенстве. Но, видимо, мы не понимаем этого счастья»
Минниханов: «О татарах должны знать во всем мире»
С дежурных слов о том, что главная задача на сегодня воспитать татарского ребенка, сохранить «татарскость», язык и религию, в Казани началась сама пленарка. Глава нацсовета «Милли шура» Василь Шайхразиев продекламировал, что в достижении этой цели важную роль играют учителя татарского языка и литературы, как представители национального движения. Однако далее многие выступающие в своих докладах предпочитали говорить о своих достижениях, нежели о проблемах изучения татарского, но обо всем по порядку.
Первым слово взял министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин, который, отвечая на свой же вопрос «Что нужно сделать для сохранения языка в век научно-технического прогресса?», вспомнил о джадидизме. По его словам, с помощью этой идеологии, а также ориентируясь на современные требования, нужно придерживаться поставленных целей. Любопытно, что спикер, говоря о миссии учителя татарского в обеспечении языку достойного места в мировом пространстве, упомянул о широких возможностях. К этому, например, он отнес изучение родного языка на основе заявления родителей, которое назвал правовым механизмом и национальным маркером. Стоит напомнить, что в 2018 году после принятия федерального закона изучение национальных языков субъектов РФ стало необязательным. «Бьешь в грудь, называя себя патриотом? Будь добр, пиши заявление — сохрани родной язык», — заявил министр.
При этом в докладе Хадиуллина ни разу не прозвучали цифры, о которых еще в сентябре спрашивал вице-спикер Госсовета РТ, председатель комиссии по сохранению и развитию татарского языка Марат Ахметов. К примеру, сколько татарских классов было сформировано в новых школах, сколько школьников выбрало татарский для изучения, сколько 9-классников сдало ГИА по родному языку и пр. Вместо этого он предпочел говорить о недостаточной мотивации у молодых родителей писать заявление на изучение татарского, опираясь исключительно на преимущества в будущем. Заочно обращаясь к ним, спикер сообщил, что научно доказано: билингвы реже страдают деменцией.
«В многонациональной среде у татар с рождения есть возможность освоить татарский и русский языки в совершенстве. Но, видимо, мы не понимаем этого счастья. Есть такое выражение — „Татарину не нужен переводчик“. То есть татары издревле в госслужбе исполняли важную роль — на основании знания языков они связывали Россию с тюркским миром. Спустя эпохи события могут повториться. Негативное отношение со стороны Запада к нашей Родине, которое сформировалось еще при Советском Союзе, в последние годы усугубилось. Строительство суверенной экономики в нынешнее время отразилось в тесном взаимодействии с тюркским миром, и Татарстан в этом играет важную роль», — резюмировал Ильсур Гараевич.
Свое короткое выступление в пару минут президент РТ Рустам Минниханов начал с приятного — выставка перед форумом успокоила его душу, поскольку вызвала уверенность в светлом будущем народа. «Наш язык нужен нам. Не приходится думать, что он нужен кому-то еще. И надо начинать с себя — семья, детский сад, школа. В этом роль учителя очень большая, без него нельзя. Приложите усилия во имя развития нашего народа — о татарах должны знать во всем мире. Ваши результаты ощутимы, большое вам спасибо!» — обратился татарстанский лидер к учителям.
Учебная и внеурочная деятельность в изучении татарского языка должна идти в ногу со временем
Дефицит студентов и основы ислама на татарском
Из всех выступавших выделить можно лишь немногих из тех, кто реально говорил о проблемах в области изучения татарского. Как считает педагог гимназии №13 с татарским языком обучения Ново-Савиновского района Казани Алина Шагараева, учебная и внеурочная деятельность должна идти в ногу со временем. И в этой связи она выразила сожаление, что порой уроки или классные часы ограничены только облачением в национальный костюм и шитьем калфака. По ее мнению, главная задача в этом быстроменяющемся мире — сформировать актуальные качества и навыки, которые помогут ребенку быть успешным. Это, по ее словам, звучит пессимистично, поскольку все в наших руках и все условия созданы. «Не надо прибедняться», — настаивала победительница всероссийского конкурса «Лучший учитель татарского языка и литературы» и советовала коллегам оттачивать мастерство и мыслить позитивно.
Завкафедрой татарской и чувашской филологии стерлитамакского филиала Уфимского университета науки и технологий Илсур Мансуров еще раз подчеркнул, что изменения в образовательной сфере сказались на сокращении числа студентов на национальных отделениях, соответственно, это привело к сужению рынка труда.
«Нужно отметить, что процесс формирования национальных отделений происходит с трудом. Поэтому просьба к учителям — проявить еще большее упорство, — докладывал гость из Башкортостана. — В этом направлении проблем очень много. Парадокс: педагогам оказываем научно-методическую помощь, проводим конкурсы, работаем на имидж, однако как не было очереди из абитуриентов, так и нет. Ощущение, что сохранение отделений татарского языка и литературы и привлечение студентов остаются лишь заботой педагогов вузов. В некоторых случаях даже руководители национальных общественных организаций избегают этой работы. Еще хочу обратить внимание на то, что молодежь стремится в Казань. Но вернутся ли они обратно на родину, кто сохранит и будет развивать национальное образование и культуру в регионах? Закрытые в Тюмени, Тобольске, Ульяновске, Оренбурге, Москве, Ижевске и Бирске национальные отделения подтверждают опасения».
Кроме того, Мансуров не согласен с тем, что ответственность за изучение татарского в последнее время возложили на семью. С его слов, все чаще приходится слышать от самих детей, что до детского сада они прекрасно говорили на родном языке, но потом забыли. И причин он называет несколько: ребенок бо́льшую часть суток проводит в детсаду, где общение происходит на русском, и вдобавок некоторые воспитатели сами просят взрослых дома говорить с ними на «великом и могучем» для совершенствования языка. «Значит, мы недорабатываем?!» — настаивал доцент, указывая, что при множестве методичек и книг на татарском дети даже в деревнях все реже разговаривают на языке Тукая.
Вышеупомянутый Наиль хазрат из Чувашии настаивал, что будущее нации тесно связано не только с родным языком, но и с религией. В связи с этим он посетовал, что школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики», в рамках которого можно выбрать изучать православие, ислам, буддизм и другие течения, ведется только на русском языке. По его мнению, в татарских школах, особенно в регионах, уроки можно было бы проводить на татарском. Однако этим вопросом нужно заняться на государственном уровне.
Что касается других докладов, то они были посвящены тому, какие конкурсы и красивые мероприятия участники проводят, насколько высок уровень образования их учителей родного языка, какие места на олимпиадах занимают ученики и пр. А аспирантка КФУ Гамза Нур Налбант из Турции, которая стала обладательницей Гран-при IX международной олимпиады по татарскому языку, говорила о том, как плакала, когда только начала учить татарский, мечтала познакомиться с татарами и наконец воплотила мечту — приехала в Казань. «Люблю татар всем сердцем. Татарстан — моя вторая родина», — восторженно заявляла девушка.
В завершение форума руководитель созданной в августе 2023 года ассоциации учителей татарского языка и литературы Рузиля Фаттахова заявила о намерении открыть реготделения. А Шайхразиев в свою очередь добавил, что на местах работа должна вестись ежедневно, и обратил внимание на то, что многие дамы в зале сидят в хиджабе. «Приезжаешь в некоторые регионы, а там говорят, что в платке нельзя. Мы все живем в России, но почему в Чувашии с удовольствием носят платки, получают воспитание, образование, а в других местах запрещают? Таких вопросов много, и наше общение, наши встречи помогут дать ответы на них», — подытожил руководитель ВКТ, попросив проголосовать за принятие резолюции, содержание которой не было озвучено.