«Обогрев полов в ванной идет через полотенцесушители, а некоторые еще кухню умудряются отапливать таким образом! Это нужно вешать на отопление!» — жаловался накануне на находчивых татарстанцев директор «Водоканала» Андрей Егоров. На заседании комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктуре компании тревожились из-за несправедливого тарифа на тепло, который не учитывает реальных затрат. Другая проблема, что такие самовольные подключения нельзя выявить, ведь доступ в частное жилье ограничен. О том, как «Татэнерго» негодовало из-за тарифа и состояния сетей в Агрызе, а минцифры РТ отбивалось от критики своего суперсервиса, — в материале «БИЗНЕС Online».
Минцифры РТ о «суперсоцсети» для жителей: «Пока, откровенно говоря, есть куда расти»
— Откуда у нас столько народу?! — приятно удивился повышенному вниманию к заседанию руководитель комитета Александр Тыгин.
— Все на вас пришли посмотреть! — отреагировал его коллега гендиректор ГК «ЖИК города Казани» Эмиль Хуснутдинов.
Почему заседание вызвало настолько большой интерес, сказать было сложно. Может быть, это Тыгину удалось так настроить коллег на рабочий лад. Зашедший на огонек вице-спикер Госсовета РТ Юрий Камалтынов, видимо, удовлетворился и скоро покинул зал. Участников встречи было так много, что пришлось даже отменить поездку в Чистополь. Изначально заседание планировали там (потому что, по выражению Тыгина, «у задвижки понимание всегда лучше»), но в итоге остались в Казани. Договорились, что до Чистополя все равно доедут. Тем более что проблема в ближайшее время никуда не денется. Чистопольская организация жаловалась депутатам, что теряет деньги на поставках тепла — поставляет на одну сумму, а получает другую, меньше.
Впрочем, начали с другой темы — социальной сети для соседей «Локоло», которую продвигает минцифры РТ. Суперсервис в пилотном режиме запустили еще в феврале 2021 года. Суть в том, что через приложение житель республики может общаться с соседями и управляющей компанией (УК), получать необходимые услуги в сфере ЖКХ, участвовать в онлайн-собраниях жильцов.
Как заметил руководитель проекта «Локоло» в центре цифровой трансформации (ЦЦТ) РТ Булат Габдрахманов, если раньше важной составляющей повседневной жизни был двор, то теперь «скамейки заменили соцсети и мессенджеры». Для пущей убедительности на слайде показали фотографии дворов с бабушками в серых тонах. С 20 ноября к сервису подключат садовые товарищества.
Начали с темы социальной сети для соседей «Локоло», которую продвигает минцифры РТ
Но зачем «Локоло», если уже придуман WhatsApp*? «Там есть и подъездные, и поселковые чаты, и люди прекрасно общаются там», — уже после доклада отметил гендиректор МУП «Водоканал» Андрей Егоров. Габдрахманов упирал на то, что «Локоло» — это не просто сервис для общения, но и способ получить услуги, например вызвать мастера на дом, решить домовые вопросы путем онлайн-голосования. К тому же самозанятые в перспективе смогут продвигать свои услуги на этом сервисе. Наконец суперсервис должен обеспечить канал связи государства с жителями и «смещать фокус с негатива в сторону инициативности, добрососедства». Никто не гарантирует, что WhatsApp* не заблокируют.
Оказалось, минцифры РТ вообще изучает вариант переноса действующих услуг из устаревшего приложения «Услуги РТ» в новый сервис. Действующее приложение проживает «последние дни», давно не обновлялось, да и пользуются там по большому счету лишь тремя услугами — оплата штрафов ГИБДД, запись к врачу и школьные оценки детей, отметил Габдрахманов.
Звучало все вроде бы логично, вот только пока есть как минимум три серьезные проблемы. Первая заключается в том, что приложение, мягко говоря, не очень популярное у жителей, в отличие от тех же «Услуг РТ». На «практически нулевую» активность жителей в Кукморском, Черемшанском, Спасском, Тукаевском, Тюлячинском районах не так давно указывал первый замглавы минцифры РТ Илья Начвин. И просил чиновников на местах активнее рассказывать людям о сервисе и подключать к нему. Габдрахманов сегодня признал, что если быть откровенными, то пока похвастаться особо нечем.
Из презентации следовало, что за без малого три года к сервису подключились 314 УК. Для сравнения: в Казани сейчас работает около 800 «укашек», а всего в Татарстане, по некоторым данным, — 1,2 тысячи. Скачали приложение в республике с 4-миллионным населением более 20 тыс. раз, используют его 4,3 тыс. многоквартирных домов. Сумма оплат за ЖКУ составила 1 млн рублей, проведено 1,2 тыс. онлайн-собраний. Цифры говорят сами за себя. Сейчас стоит вопрос «планомерного внедрения», «привычки» жителей, указал Габдрахманов.
«Честно, пока система беззубая при всем уважении…»
Второй вопрос, на который «нажимали» депутаты: насколько вообще можно использовать сервис как средство для онлайн-голосования жильцов? Это одна из главных функций сервиса, но есть юридические тонкости, подчеркнул экс-председатель комитета ЖКХ Казани, депутат Дмитрий Анисимов.
«Вы говорите, что „Локоло“ — это альтернатива ГИС „ЖКХ“ (государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства — прим. ред.). Но ведь мы с вами четко понимаем, что те собрания, которые будут проходить в „Локоло“, по сути своей не являются законными. По большому счету любой житель, не согласный с результатами такого собрания, просто-напросто оспорит это решение в суде. Потому что в законе четко сказано, [что] электронная форма голосования — это ГИС „ЖКХ“. И никакого „Локоло“ там нет», — отметил Анисимов.
В федеральном законе нет ничего о «Локоло», но есть оговорка: либо ГИС «ЖКХ», либо региональные системы ЖКХ, парировал Габдрахманов. При этом представитель минцифры РТ подтвердил, что решение можно оспорить, если оно не отобразилось в ГИС «ЖКХ».
Вскрылась и еще одна сложность: с марта Росреестр закрыл доступ к персональным данным собственников недвижимости и теперь не совсем понятно, как использовать эти данные в «Локоло». Минцифры РТ видит эту информацию, но передать ее УК законно не может. Тыгина интересовало, а можно ли без раскрытия личных данных публиковать условные онлайн-списки должников.
«[Можно ли будет увидеть], в нашем доме кто сомнительный сосед? Когда мы начинаем работать с должниками, нам говорят: „Мы не заплатили за месяц, чего вы нас мучаете? Вот есть соседняя квартира, они там три года не платят! А живут приличные люди, вот два Mercedes у них“», — поделился депутат. Габдрахманов заявил, что технически реализовать это можно для тех пользователей, кто подключен к «Локоло». Правда, захочет ли злостный должник подключаться и «светить» своими долгами перед соседями?
Третья проблема в том, что поселки, в отличие от многоквартирных домов, пока не охвачены суперсервисом.
Егорова беспокоило, на какой базе создан суперсервис и насколько обеспечена защита персональных данных пользователей, ведь «слить» базу данных «могут очень легко».
— У вас на каком языке написана программа? — интересовался директор «Водоканала».
— Языков программирования очень много. Есть задняя часть, фундамент… — начал было объяснять Габдрахманов.
— Ну какие?
— Есть Swift, Kotlin…
— Ну понятно. Все это не наше!
Представитель минцифры РТ заверил, что ничего страшного в использовании языков программирования нет, а данные защищены, как и вся информация на портале госуслуг РТ.
Анисимов в завершение намекнул на то, что система пока сырая, а может быть, и не надо придумывать велосипед и сфокусироваться на проработке действующей ГИС «ЖКХ». Сейчас эта работа идет, но Татарстан в нее пока не включен. «Сейчас то, что вы показали… Я работал в этой системе давно, я посмотрел ее. Честно, пока она беззубая при всем уважении. Миллион рублей [оплат ЖКХ через сервис], а оборот по Казани — 15 миллиардов в год», — указал Анисимов.
Лилия Гилфанова дала понять, что менять двухкомпонентный тариф на ГВС не планируется, он более понятный для людей
«Ограничение только одно — мы не можем поднять платежи населения. Вот сюда нет»
Следом перешли к вопросу, который, как отметил Тыгин, будет «скучным для всех нормальных людей», а именно — к жалобе ОАО «Чистопольское предприятие тепловых сетей» и АО «Татэнерго» на недополучаемую прибыль. Оказалось, что проблема в целом характерна для теплоснабжающих организаций республики, которые занимаются поставками горячей воды и тепла. Не устраивает компании введенный с 2017 года однокомпонентный тариф (начисление за кубометр воды), который заменил двухкомпонентный (когда плата считается за кубометр холодной воды и за услугу по ее нагреву). Он, по мнению поставщиков тепла, не полностью учитывает их затраты.
В Чистополе подсчитали, что после введения однокомпонентного тарифа потеряли уже почти 29 млн рублей. Вторая причина, помимо нового тарифа, — это поведение жителей, которые проводят отопление через свои полотенцесушители, например, делают таким образом теплый пол. Это считается не как отопление, а в строчке ГВС. Финансовые результаты сложные, глава Чистополя обеспокоен, заметил Тыгин.
Чтобы решить вопрос, минстрой РТ обращался к федеральным коллегам с просьбой учитывать в строке «отопление» случаи, когда система ГВС используется для обогрева помещения. Но Москва навстречу пока не идет, отметила начальник отдела минстроя республики Лилия Гилфанова. Она также дала понять, что менять двухкомпонентный тариф на ГВС не планируется, он более понятный для людей, легче посчитать.
«Компании не могут собрать финансовые средства за реализованную тепловую энергию из-за нормативного ограничения тепловой энергии на подогрев одного кубометра», — описала ситуацию первый зампред госкомитета РТ по тарифам Лариса Хабибуллина. Говоря проще, компании хотели бы тариф выше, но установить его нельзя, норматив не дает. Готовится повышение тарифа с учетом рамок, определенных на федеральном уровне, и «чуть положение улучшится», отметила спикер. Согласно данным на сайте правительства РТ, новые нормативы расхода тепловой энергии на подогрев воды планируется установить в РТ с 1 июля 2024 года.
При однокомпонентном тарифе учитывается лишь норматив, а факт «не учитывается совсем», также заметила Хабибуллина. Тыгин тут вспомнил об эпопее с мусорными тарифами. «Вы не заметили, как интересно получается? Когда вопрос касается ТБО, все бюджетные учреждения у нас шумят: какой нехороший норматив, мы платим больше. Когда сейчас платежи [по теплу] по Чистополю на 2 миллиона упали, никто из бюджетных учреждений не возмущается, что мы платим меньше. Какая избирательность удивительная!» — сделал глава комитета лирическое отступление.
Замгендиректора АО «Татэнерго» Рим Галиахметов для начала рассказал, в каком плачевном состоянии компания взяла себе на баланс тепловые сети Бугульмы и Агрыза («мы были неприятно удивлены»). И показал страшные картинки с лопнувшими трубами, говоря об общей проблеме — серьезном износе сетей. После объемного вступления Галиахметов перешел к выводу.
«Проблема, естественно, кроется в низких тарифах. К примеру, тариф по теплоснабжению в Агрызе составляет 1 693,83 рубля, в Балтасях — 2 089 рублей. Чем Агрыз отличается от Балтасей, не совсем понятно», — недоумевал спикер. И тоже критиковал однокомпонентный тариф. Фактический расход энергии на прогрев куба воды выше норматива даже в домах с индивидуальным отоплением, приборами учета. Как следовало из доклада, в Нижнекамске компания недосчиталась 106 млн рублей, в Бугульме — 24,3 миллиона.
Андрей Егоров: «На моей памяти не было такого, чтобы я пришел на рынок и мне там отпустили морковь по какому-то нормативу, по скидке. Только весы. На заправках я тоже не помню, чтобы мне по нормативу заливали топливо. Все считается!»
Егоров признал, что тема больная. «На моей памяти не было такого, чтобы я пришел на рынок и мне там отпустили морковь по какому-то нормативу, по скидке. Только весы. На заправках я тоже не помню, чтобы мне по нормативу заливали топливо. Все считается!» — указал директор «Водоканала». И в очередной раз заявил, что норматив должен быть немножко выше, чтобы простимулировать людей устанавливать приборы учета.
Егоров также заострил внимание на проблеме самовольных подключений. Люди за счет ГВС делают отопление в доме, но в строке «отопление» это не учтено. «Возьмем „сталинку“ какую-нибудь. Там процентов 40 [жильцов] сделали теплые полы за счет полотенцесушителей. Балконы — это отдельная тема! Снимают балконы и ставят дополнительные радиаторы. Люди что хотят, то и делают!» — негодовал депутат.
Егоров предлагал «жесткий закон», который позволил бы в том числе проверять квартиры на такие самовольные подключения. Похожая история с подключением газа, отметил Тыгин. Позже в беседе с «БИЗНЕС Online» парламентарий подтвердил, что доступ к системе должен быть, но проработать этот вопрос должны в первую очередь федеральные коллеги. А дело регионов — дать сигнал федеральному центру.
Подытоживая, Тыгин отметил, что на тепло приходится 60% платежа за ЖКУ и «ничего сложнее» этой темы нет. «Ограничение только одно — мы не можем поднять платежи населения. Вот сюда нет», — заключил депутат. И посоветовал компаниям смотреть в сторону федеральных и республиканских программ.
Следующая встреча — в Чистополе, у задвижки.
* принадлежит Meta — запрещенной в России экстремистской организации