«Покупают на разных сайтах грамоты и благодарственные письма. И потом, прикрываясь этими грамотами, пытаются своего ребенка направить в лагерь на Черноморском побережье», — жаловался сегодня министр по делам молодежи РТ Ринат Садыков, выступая на антикоррупционном брифинге. Свои результаты работы озвучило профильное управление аппарата президента РТ. Кроме того, огласили данные по линии здравоохранения — одной из самых чувствительных сфер РТ. О том, какие косяки нашли в подведомственных учреждениях молодежного министерства и за что уволили сотрудника техотдела РКБ, — в материале «БИЗНЕС Online».
О коррупции в минздраве: проблемы с электронной очередью и «фиктивными» пациентами
Традиционную серию пресс-конференций, посвященных борьбе с коррупцией, продолжили сегодня выступлениями глав минздрава и минмолодежи Татарстана. «Традиционно сфера здравоохранения находится в лидирующих позициях [по коррупции, согласно опросам населения], — предварял выступление министра замначальника управления раиса РТ по вопросам антикоррупционной политики Рустам Гаязов. — Нельзя сказать, что эта область наиболее коррумпированная, просто с ней мы каждый день сталкиваемся».
Впрочем, отметил Гаязов, по итогам выездов экспертной группы на места сделаны выводы, что проблемы иногда действительно есть. И везде они однотипные.
Например, рассказал Гаязов, одна из них касается выделения средств по ОМС. Частый случай, когда на местах оформляют «фиктивные» посещения граждан и получают за них оплату. Еще один пример — когда врачи берут с пациентов деньги за бесплатные услуги, т. е. и оплату от человека получают, а потом еще и по ОМС проходит выплата. Третья ситуация — с электронной очередью. «Последний случай был в Альметьевске в стоматологии. Человек пришел один раз [на прием к врачу], а в системе его посещение отображалось 2–3 раза, — рассказал Гаязов. — Все это в конечном итоге влияло и на электронную очередь, и за счет этого выплачивались излишние средства ОМС».
Назвал Гаязов еще две болевые точки в системе здравоохранения. Раньше, по его словам, была практика, когда в коммерческих организациях использовали оборудование госучреждений — аппараты УЗИ и т. д. «[Такие случаи были] в компаниях, которые были так или иначе аффилированы с руководством государственных учреждений», — пояснил спикер, конкретно назвав только один город, где подобное зафиксировали, — Елабуга. Другие районы и названия клиник он не раскрыл.
Еще одна проблема связана с целевым приемом будущих медиков, когда учреждения направляют студентов на учебу, а те должны вернуться и работать в больницах, которые, так сказать, дали шанс бесплатно получить образование. Так должны решать проблему кадрового голода. «Была проблематика, что студенты не возвращались. Доходило до того, что в ряде ЦРБ даже не знали, кто от них направлен на учебу по целевому приему!» — говорил Гаязов, опять же не называя конкретных больниц. «После этого был принят ряд мер. Что-то на сегодня в рабочее русло вошло», — не вдаваясь в подробности, заявил Гаязов.
Марсель Миннуллин: «На самом деле здравоохранение — это та сфера, где непосредственно происходит контакт специалистов системы здравоохранения с пациентами и, наверное, много вопросов, есть определенные проблемы»
Миннуллин о сговоре в РКБ и жалобах на платные услуги
Министр здравоохранения РТ Марсель Миннуллин признал, что определенные проблемы в отрасли, конечно же, есть. В течение 20 минут он рассказывал, как минздрав Татарстана борется с коррупцией в своих рядах: как и другие ведомства, проводит мероприятия по борьбе с коррупцией в разных форматах, размещает информацию на сайтах и т. д.
В Лениногорской ЦРБ, например, рассказал министр, установлены ящики, куда можно «доложить» о фактах бытовой коррупции. В медколледжах и медучилищах будущим медикам тоже рассказывают о рисках коррупции — как ни странно, на парах философии и истории. В больницах проводятся профилактические беседы. Например, в РКБ таких в 2023-м провели более 250 раз. Действует, видимо, не всегда: по словам Миннуллина, в этом году они установили факт сговора сотрудника техотдела РКБ с обслуживающей организацией. Они пытались повторно реализовать вентиляционное оборудование, которое уже было куплено и поставлено в больницу. «Незаконные действия как со стороны сотрудника РКБ, так и со стороны обслуживающей организации были пресечены. По результатам проверки сотрудник техотдела был уволен», — заявил министр.
«Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемом без взимания платы», — подводил Миннуллин к другой проблеме. На начало октября в минздраве рассмотрели 20 обращений от граждан, которые жаловались на платные услуги в государственных поликлиниках, а также на их стоимость. Все обращения рассмотрены, их авторам даны ответы, указал министр. В основном жалобы касались лабораторных услуг (например, сдача анализов), а также услуг гинекологии и стоматологии, указал Миннуллин в ответ на вопрос «БИЗНЕС Online».
О нарушениях в минмолодежи: за фиктивную грамоту — на Черное море
К министерству по делам молодежи РТ пусть и были вопросы у антикоррупционного управления, но министр даже удостоился похвалы. «На протяжении примерно последних двух лет мониторинг показывает, что, да, действительно, там коррупционные риски существуют, — заявил Гаязов и поправился: — Существовали. В части, например, детского отдыха в подведомственных учреждениях был выявлен ряд моментов конфликта интересов».
Чтоб не быть голословным, Гаязов привел пример: в ГБУ «Республиканский центр „Лето“», отвечающее за летний детский отдых и подведомственное минмолодежи, перечислялись деньги на оказание услуг (направление детей в лагеря на профильные смены) по фиктивным документам. «Часть детей там [в лагерях] не находились, не оздоравливались, а деньги перечислялись», — заявил Гаязов. Такие махинации выявили с лагерями в Апастово и «Сосновый бор» в Зеленодольском районе. После того как это всплыло на чистую воду, деньги вернули.
Были коррупционные проблемы и с питанием. Например, в одном из учреждений тратили деньги на бюджетное питание детей, которые приехали, так сказать, по коммерческим сменам. Т. е. за них платила и организация, и бюджет — дважды.
В одной из подведомственных организаций нашли мертвые души. В этом году при проверках обнаружилось, что в неком молодежном центре бухгалтеры якобы выполняли дополнительную работу, за которую, им, видимо, не доплачивали. Они нашли выход: трудоустроили знакомых, студентов, но по факту те не работали, а просто передали бухгалтерам свои зарплатные карты. «В 2023-м этот пример выявлен в одном из молодежных центров, четыре человека [мертвые души], кто-то буквально год „проработал“, кто-то полгода — в сумме более 1,3 миллиона рублей было выплачено», — сообщил Гаязов.
Были коррупционные проблемы и с питанием. Например, в одном из учреждений тратили деньги на бюджетное питание детей, которые приехали, так сказать, по коммерческим сменам. Т. е. за них платила и организация, и бюджет — дважды
Была распространена схема и по дополнительным ставкам: например, сотрудники выполняли свою работу и — по документам — работали еще на 0,5 ставки в другой должности. «Получалось, что человек 12 часов в сутки должен был отработать. Естественно, такого не было, — сказал Гаязов и добавил: — Хотел бы здесь отметить конструктивную реакцию и действия руководства министерства, которое своевременно отреагировало и приняло меры».
Не обошлось без «коррупционной составляющей» и в отдыхе на Черном море — из Татарстана каждый год в ГБУ «Черноморец» направляют тысячи детей. У проверяющих возник вопрос: по какому принципу отбирали ребят, которые могут отдохнуть на побережье? По сути, выбирали самых активных «хорошистов», а в доказательство их активности предоставляли грамоты, сертификаты о победах в олимпиадах, конкурсах и т. д. Когда начали изучать эти сертификаты подробнее, выяснилось, что часть из них фиктивные, куплены в интернете за 200–300 рублей. «А на основании этих сертификатов дети определялись как лучшие и самые достойные!» — указал Гаязов.
«По итогам можно сделать вывод, что, да, были существенные недостатки при организации отдыха детей и в подведомственных учреждениях, часть нарушений носила системный характер, создавала коррупционные риски. И министерство приняло меры, чтобы впредь такого не возникало, ряд моментов исправлен», — подытожил он.
Ринат Садыков об обзвоне детей и мертвых душах
Министр по делам молодежи РТ Ринат Садыков отметил, что по программе отдыха и оздоровления детей в этом году выделили 2,1 млрд рублей — на 300 млн рублей больше, чем в прошлом. «Эта программа достаточно большая для нас и по содержанию, и по финансированию», — подчеркнул он. По госзаданию за эту сумму минмолодежи обязано «оздоровить» более 200 тыс. детей, из которых 150 тыс. отдыхают в летние каникулы — т. е. чуть ли не всех разом.
Садыков прокомментировал все заявления Гаязова, буквально отчитался в реальном режиме. Например, по ситуации с оплатой отдыха детей через ГБУ «РЦ „Лето“», которые до лагерей так и не доехали. С 2021 года минмолодежи приняло «сложное по исполнению, но важное для практики» решение: каждого родителя (а по возможности и ребенка) обзванивают и спрашивают, как они отдохнули, что надо изменить и т. д., т. е. просто начали собирать обратную связь. «Благодаря этой практике исполнения госконтрактов число отдохнувших детей и количество финансовых средств, которые получают детские лагеря за них, „бьются“ на 100 процентов. Никаких „недоехавших“ детей теперь уже нет», — сказал Садыков.
«Что касается мертвых душ, которые были выявлены, — да, мы, к большому сожалению, должны признать, что этот вопиющий случай имел место. К счастью, наши коллеги вовремя нам подсказали», — обратился он к Гаязову. Сотрудников, устраивавших эти мертвые души на работу, уволили. Заодно минмолодежи проверило и другие учреждения — там таких проблем не нашлось.
Незаконно совмещавших должности сотрудников также уволили, заявил Садыков. «Механика по совмещению и совместительству — здесь такая тонкая юридическая грань — одних и тех же сотрудников в разных должностях была приведена в соответствие с действующим законодательством», — отчитался министр.
Что касается отправки на Черное море, тут, по словам министра, нет ни на уровне республики, ни на уровне государства каких-то ограничений для детей, если они хотят отдохнуть в лагере одну смену за другой. «В то же время были факты, когда родители, прямо скажем, подтасовывали документы, а именно: покупали на разных сайтах грамоты и благодарственные письма различных полулегальных конкурсов. И потом, прикрываясь этими грамотами, пытались своего ребенка направить в лагерь на Черноморское побережье», — сказал министр. «Проводим работу, чтобы нормализовать процесс», — добавил Садыков, отметив, что один из путей решения — разработка и внедрение специализированной информационной системы «Молодежь Татарстана», куда попадут все детские лагеря и где родители через личный кабинет смогут отслеживать статус своей заявки. В следующем году эта система должна заработать, подчеркнул Садыков.