Платная трасса Москва – Казань вот-вот будет доступна на всем ее протяжении. Судя по уже открывшимся участкам, за проезд по М12 просят от 5 до 15 рублей за километр, хотя еще год назад прогнозировали 3–4 рубля. Корреспондент «БИЗНЕС Online», прокатившись от Москвы до Арзамаса, «взвесил» тарифы. Расчеты показывают, сколько стоит удовольствие промчаться с ветерком до столицы, Владимира, Чувашии и Нижегородчины — километр М12 оказался дороже, чем на М11 «Нева» или М4 «Дон». Судя по опросу, перевозчики не горят желанием идти на такие расходы — Ozon, к примеру, поставил на нее лишь 10 фур. Трассу используют для объезда пробок: особенно популярен обход Балашихи, которым за 2 месяца воспользовались 1,5 млн раз. Подробности — в нашем материале.
По М12 от Москвы до Казани: почем будет удовольствие?
На этой неделе открылся еще один участок трассы М12, соединяющий Чувашию и Татарстан. Полное открытие магистрали от Москвы до Казани может состояться в декабре. На это событие вице-премьер России Марат Хуснуллин пригласил президента РФ Владимира Путина, по чьему поручению и реализуется грандиозный проект трассы «Восток».
Более 800 км скоростной платной дороги, которая связывает Московскую, Владимирскую, Нижегородскую области, республики Чувашию и Татарстан, было построено значительно раньше, чем планировалось. А в перспективе на востоке страны связь с Екатеринбургом уже в 2024 году — по расчетам, доехать из столицы России до столицы Урала можно будет не за 35 часов, а за 17. Далее дорогу будут тянуть на Тюмень и Новосибирск. Она станет основой скоростного транспортного маршрута «Россия» от Санкт-Петербурга до Владивостока протяженностью 12 тыс. км.
Для пользователей главный вопрос: а сколько же будет стоить проехать по М12 и есть ли смысл платить? Пока что известны тарифы лишь половины пути — отрезка от Москвы до Арзамаса, а также от Шумерли до развязки М12 с автомобильной трассой Казань — Буинск — Ульяновск. Открыто 568 км магистрали из 811. И уже можно приблизительно подсчитать, во сколько в декабре обойдется поездка из Казани в первопрестольную: 5-6 тыс. рублей за весь маршрут. Исходя из открытых участков, средняя стоимость километра — 6,34 рубля.
Напомним, в прошлом году анонсировали тариф в 3-4 рубля за километр. «Без скидки по транспондеру стоимость проезда [от Москвы до Казани] будет составлять около 3 тысяч рублей, — цитировал ТАСС год назад зампредседателя правления ГК „Автодор“ Константина Макиева. — Участки около столицы востребованы, есть готовность пользователя платить. Участок около Москвы в обход Балашихи, для того чтобы не обеспечивать существенного увеличения тарифов на транзитных участках, вполне допускает значения порядка даже 8 рублей за километр. Но на транзитных участках дальше будут уже те значения, которые мы привыкли на сети видеть, в среднем это 3–4 рубля за километр».
Однако минтранс РФ изменил стоимость проезда, подняв максимальный тариф для вновь строящихся платных дорог с 3 до 8 рублей.
Тариф дифференцируется в зависимости от участка трассы: чем ближе к столице страны, тем дороже.
Если брать участок от Москвы до Владимира, то за 155 км с мотоциклов и легковых автомобилей (а это самая дешевая категория) взимают 1,4 тыс. рублей — 9 рублей за 1 километр. Зато за проезд 260 км от Владимира до Арзамаса берут уже меньше: 1,4 тыс. рубля, или 5,5 рубля за 1 километр. Правда, тут еще нет ни мест отдыха, ни действующих автозаправок, равно как и исправно работающего по всей длине дороги ночного освещения. Но все это появится чуть позднее: полноценный сервис будет развиваться по мере увеличения транспортного потока. В конце концов, ранее планировалось, что трассу завершат в середине 2024 года. Участок в 153 км от Чувашии до Татарстана оценен в 784 рубля — 5,12 рублей за 1 км.
Если верить словам водителей, М12 существенно ситуацию на этом участке не изменила
За 2 месяца по участкам М12 проехали 2,6 млн раз — наиболее популярным стал объезд Балашихи за 130 рублей
Но это такса лишь для легковушек. Куда дороже проезд для других категорий транспорта. Подробная тарификация за проезд по М12 в пределах участка Москва — Арзамас для всех классов ТС, включая локальные маршруты от развязки до развязки, утверждена приказом «Автодора».
Всего тарифицируется четыре категории автомобилей. Первый (I), условно, мотоциклы и легковушки, второй (II) — «газельки» и легковушки с высокими прицепами (например, дома-прицепы), третий (III) — грузовички выше 2,6 м с двумя осями, автобусы малых и средних размеров, четвёртый (IV) — фуры и грузовики с тремя и более осями, а также большие автобусы (междугородние и туристические). Так вот, со второй категории за данный отрезок взимают 3,9 тыс. рублей — 9,4 рубля за 1 километр. С третьей — 4,9 тыс. рублей, т. е. 11,7 рубля за 1 километр. А с фур берут в 2 раза больше, чем с легковушек, за те же отрезки: 6 тыс. рублей за путь от Москвы до Арзамаса, это 14,5 рубля за 1 километр.
Тарифы по проезду открытого на этой неделе участка от Шумерли до развязки нс Р241 на Иннополис следующие.
- I категория (легковые машины и мотоциклы) — 784 рубля;
- II категория («газель», легковая с высоким прицепом) — 1,3 тыс. рублей;
- III категория (среднетоннажный грузовик, средний автобус) — 1,7 тыс. рублей;
- IV категория (большегрузы, автобусы междугороднего и туристического классов) — 1,8 тыс. рублей.
Можно ли говорить о достижении главной цели пуска М12 — разгрузить трассу М7? Например, что касается грузов, идущих из Владимира в Москву, то многие частники предпочитают по-прежнему «пилить» по бесплатной дороге. Платная обходится в 2,4 тысячи.
«Для меня это слишком дорого. Я лучше поеду рано утром по М7», — рассказал «БИЗНЕС Online» один из водителей-частников, представившийся Александром. Он доставляет в Москву мебель с фабрики во Владимире. После ухода из России IKEA бизнес по производству мебели и доставке ее заказчикам в столицу в регионах Золотого кольца буквально расцвел. Грузовик Александра попадает в третью категорию ТС. «Я почти каждый день езжу в Москву и обратно, все одним днем. Дорого платить приходится, если по М12. Незачем. Я почти за то же время доезжаю до Москвы, если выезжать до пробок. А они только в Московской области сейчас, в паре мест. Поэтому лично я М12 и не пользуюсь».
Не особо едут грузовики в Нижний и через Арзамас — от этой развязки М12 до Нижнего Новгорода еще 100 км, а это лишние расходы и время, говорят дальнобойщики. Так что изношенный и перегруженный южный обход Владимира как использовался караванами фур, идущих в Нижний Новгород, так и будет использоваться. Если верить словам водителей, М12 существенно ситуацию на этом участке не изменила.
Если сравнивать прогнозируемые тарифы М12 с другими платными дорогами, то ее можно назвать самой дорогой
М12 вдвое дороже М4 и на 20% дороже, чем М11
Перейдем к расчетам и сравнениям. Сколько могут попросить от Казани до Москвы? Считаем среднюю стоимость уже открытых участков и умножаем на 811 километров.
- I категория (легковые машины и мотоциклы) — 5,1 тыс. рублей;
- II категория («газель», легковая с высоким прицепом) — 7,5 тыс. рублей;
- III категория (среднетоннажный грузовик, средний автобус) — 9,4 тыс. рублей;
- IV категория (большегрузы, автобусы междугороднего и туристического классов) — 11,2 тыс. рублей.
Если сравнивать прогнозируемые тарифы М12 с другими платными дорогами, то ее можно назвать самой дорогой. Возьмем для примера М11 «Неву» и М4 «Дон».
На М11 довольно сложная тарификация, зависящая и от дня недели, и от стоимости отрезков, расположенных в Московской области. Но в будни получается 3,2 тыс. с I категории и 8,4 тыс. рублей с IV за весь путь от Москвы до Питера. Платные участки М11 занимают 607 километров. Таким образом, в среднем 1 км стоит 5,1 рубля для легковушек (это на 20% дешевле, чем расчетная цена километра М12) и 13,8 для большегрузов (на М12 может оказаться 14,5 рубля, что дороже на 5%).
Значительно дешевле М12 и трасса М4 «Дон». Маршрут от Москвы до Краснодара обойдется в 3,2 тыс. рублей для легковушки и 9,4 тыс. рублей для фуры. При этом «Дон» — дорога «рваная», и в общей сложности ее платные отрезки занимают 957 километров. Получается тариф в 3,3 рубля за километр для легковых — почти вдвое дешевле, чем прогнозируется для М12. И 9,8 рубля за километр для большегрузов (дешевле на 47%).
По М12 выгоднее большой компанией
Когда мы говорим о первой категории транспорта — мотоциклы, легковые автомобили, речь прежде всего о поездках в туристических целях.
И целесообразно сравнить время и стоимость маршрута по М12 с поездами и самолетами. Из расчета на одного человека и исходя из существующих тарифов на М12 от Москвы до Арзамаса и прогнозируемых тарифов от Москвы до Казани, путешествие общественным транспортом небольшой компанией вполне сопоставимо по цене и времени с поездкой на машине по М12.
Давайте посчитаем. К тарифу плюсуете цену топлива — получаете стоимость проезда. При расходе 7 л на сотню уйдет 56 литров, что при цене в 50 рублей дает около 3 тысяч на бензин в одну сторону. Итого поездка — 8 тысяч в один конец. Корреспонденты «БИЗНЕС Online» тоже проехались по маршруту Москва — Арзамас, туда и обратно, на легковом автомобиле, оценив расходы и сервис на трассе.
Смотрим другие виды транспорта. Билеты на поезд Москва — Казань стоят около 2 тыс. рублей на человека, это плацкарт. В купе — от 2,4 тыс. рублей. Автобус из Казани в Москву ходит по 2,2 тыс. с пассажира. Самолетом дороже. Прямые рейсы с багажом у разных авиакомпаний на начало декабря — от 4,8 тыс. до 10,8 тыс., но перелет займет всего 1 ч 40 минут.
То есть М12 для поездки на обычной машине выгодна по сравнению с поездами и автобусами, если в салоне четыре человека.
А как по времени? Поезд идет 11–12 часов, автобус идет примерно так же. Перелет с учетом дороги до аэропортов занимает часов шесть.
«М12 позволит сократить время в пути между Москвой и Казанью с 12 до 6,5 часа», — так говорили не раз и не два. Это заявление кажется очень оптимистичным. Чтобы проехать 811 км за такое время, нужно двигаться со средней скоростью 125 км/ч. Пока действует ограничение в 110 км/ч, хотя в перспективе на некоторых участках будет 130 — с учетом разрешенного превышения скорости можно будет лететь под 150. Но все равно непросто пройти все 811 км без остановок: это вопрос безопасности, усталости водителя и т. д. Придется снижать скорость и на изгибах трассы, и на участках, где ведутся локальные дорожные работы (а от них при эксплуатации дороги никуда не денешься), и в моменты, когда на узких отрезках придется сбрасывать скорость перед обгоняющими друг друга грузовиками.
Поэтому наиболее реалистичное, спокойное, безопасное время в пути для легкового автомобиля — 8 часов. Да, это раза в полтора быстрее, чем по М7. М12 — это комфорт: новый асфальт, бессветофорная трасса с автоматическими системами оплаты позволяет двигаться равномерно и спокойно. А на бесплатной дороге есть и ограничения скорости в населенных пунктах, и пробки, и участки дорожного ремонта.
От Шалей до Кайбиц — за 700 рублей
Можно воспользоваться трассой на небольших участках. Пока тарифы неясны, будем ориентироваться на цену проезда самого недорого участка — от 5,14 рубля за километр для легковых и от 12 рубля для фур. Обычно работает правило — чем дальше от Москвы, тем дешевле, так что расчеты предварительные.
На территории Татарстана 6 развязок: Большие Кайбицы (съезд на дорогу Большие Кайбицы — Камылово), Егидерево (съезд на дорогу Р241 Казань — Буинск — Ульяновск), деревня Вахитово (Казань — Ульяновск — Камское Устье) — на правобережье Волги. Деревня Травкино (трасса Столбище — Атабаево), деревня Егорьево (съезд на Р239 Казань — Оренбург), деревня Шали (съезд на трассу Сорочьи Горы — Шали) — на левом берегу Волги.
Между Большими Кайбицами и развязкой у деревни Егидерево — 42,5 километра. А пять последних находятся на финальном отрезке строительства трассы и примерно на одинаковом расстоянии друг от друга, в среднем между ними — 21,5 километра.
Пожалуй, наиболее ожидаемый в Татарстане участок — это новый мост через Волгу. Если участок между развязками у деревень Вахитово и Травкино будет оценен по среднему тарифу трассы, то переправа на легковушке обойдется в 120 рублей. Для сравнения: цена услуг парома «Татфлота» через Волгу — 320 рублей.
В этом плане столице Татарстана повезло: развязки близко друг к другу. Хотя, вернее сказать, властям республики удалось добиться максимально большого количества выездов на платную магистраль. Если в РТ в среднем по развязке на 24 км, то в других регионах съехать-заехать на автобан можно на каждом 65-м километре М12.
В какой из городов соседних регионов удобнее всего по М12 из Казани?
Другой вопрос: удобна ли М12 для маршрутов из Казани в центры ближайших регионов? Это Чебоксары, Нижний Новгород, Владимир, Ульяновск, Саранск.
Ульяновск. Трасса М12 пересекается с бесплатной Р241 у деревни Егидерево Верхнеуслонского района РТ. Чтобы съехать на путь Р241 на Ульяновск, по М12 придется проехать около 44 км от Казани. Соответственно, примерный диапазон цен — 242 рубля за легковушку и 611 рублей за фуру.
Чебоксары. Путь, начавшись в Лаишевском районе, прервется на развязке с дорогой А151. 140 км от Казани по М12 — это примерно 770 рублей для легковой машины и 2 тыс. для фуры. От развязки на дороге А151 надо будет «пилить» еще 100 км по бесплатной дороге: сначала 20 км до Канаша, потом в сторону Цивильска и столицы Чувашии. В общем, ощущение такое, что в здравом уме и твердой памяти через М12 ехать в Чебоксары не стоит — для этого есть старая добрая М7 (кстати, некоторые участки тут вообще новые, например мост через Свиягу).
Нижний Новгород. Похоже, по М12 тоже неудобно! Ближайшая к Нижнему Новгороду развязка — «Арзамас». Это примерно 380 км, если брать от развязки «Казань». Удовольствие для легковушки будет стоить 2 тыс. рублей, для фуры — 5,3 тысячи. А от нее опять-таки придется ехать еще 100 км до Нижнего по федеральной Р158. Так что, кажется, опять удобнее будет по М7 — по времени сопоставимо, да еще и бесплатно.
Саранск. Путь в столицу Мордовии по М12 тоже лежит сначала до Арзамаса, около 380 километров. А дальше почти 180 км по федеральной дороге Р158. Так что заплатить придется, как в Нижний.
Владимир. А вот тут — попадание! От развязки «Гусь-Хрустальный» Р132 до древней столицы Руси рукой подать. Расстояние от Казани — 611 километров. Т. е., исходя из расчетного тарифа, получается 3,4 тыс. с легковушки и 8,5 тыс. с фуры.
«Мы в первую очередь считаем деньги, а не время»: платные дороги нужны лишь для объезда пробок на бесплатных?
«БИЗНЕС Online» предложил перевозчикам прокомментировать тарифы и саму трассу.
По мнению президента ассоциации «Грузавтотранс» Владимира Матягина, тариф все же очень велик. И он рекомендует пересмотреть его: один раз проехать, может, и нормально, но ездить постоянно — особенно для грузовиков — очень накладно.
«Конечно, на этой дороге будет на чём сэкономить — время, не будут в пробках стоять. Но я думаю, что такой тариф будет сложно компенсировать, — заметил он в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — Перевозчику придётся эти траты в конечном счёте перекладывать на потребителя. Здесь, конечно, „Автодору“ нужно определённо пересматривать тарифы. Уменьшать их, чтобы загружать дорогу и получать с количества автомобилей, чем с перевозчиков иметь такие суммы».
Если трасса окажется слишком дорогой для перевозчиков, то они продолжат использовать бесплатные дороги. Даже несмотря на то, что проезд по федеральным трассам для грузовиков массой свыше 12 тонн означает платеж в 2,84 рубля с километра по системе «Платон», это все равно выгоднее.
«Жадность порождает бедность — значит перевозчики будут миновать платную дорогу. Я был на юге, сам видел, что многие перевозчики альтернативной трассой выбирают бесплатную. Конечно, есть населённые пункты, конечно, какое-то время теряешь. Но по деньгам ты выигрываешь, определённо. Если у перевозчика заложено, что он должен груз привести к такому-то времени, он может это спланировать и с учётом бесплатных дорог. А сэкономленные деньги можно использовать на другие цели».
«Мы считаем в первую очередь деньги, — говорит Сергей Сотников, директор ООО „Реверс“, председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ. — Если до Москвы проехать будет стоить 11 тысяч рублей, то в две стороны — уже 22 тысячи. Это для нас существенные расходы. Наверное, устанавливая такую цену, хотят быстро окупить проект. Но у нашего заказчика просто-напросто нет таких денег. Ведь растут и расходы на саму перевозку — за этот год вот уже в 2 раза выросли!»
Сотников придерживается мнения, что трасса должна быть бесплатной. А средства на дороги нужно собирать другими способами, например в виде доступа к инфраструктуре. Одно дело, если все расходы понес какой-то конкретный инвестор, пусть тогда взимает с пользователей, сколько хочет. Но если дорога построена на государственные деньги, то делать ее платной — плохой подход.
С другой стороны, М12 — это альтернативный маршрут. Когда начинается ремонт дорог, на них образуются большие пробки. И вот в этом случае нужна замена, так что перевозчики рассматривают возможность обхода по платным участкам.
«Если есть серьезная загруженность на федеральных трассах, мы уходим на платные участки. Но ремонт дорог заканчивается, а по той же М7 нам всем очень комфортно ездить. Потому что все под рукой — магазины, сервисы, вкусные и недорогие кафе. Если что-то случилось, всегда можно найти, где быстро отремонтировать автомобиль, и ехать дальше. Как это будет осуществляться на М12? Если что-то случилось и нужен ближайший сервис, его не найдешь. Получается, что туда есть смысл выезжать только в случае, если машина новая», — высказывает он опасения.
По мнению Сотникова, М12 будет востребована у крупных перевозчиков под жесткий график доставки грузов, когда заказчик согласится нести дополнительные расходы. Или если срок доставки увязан с характеристиками груза. Например, скоропортящийся товар, который доставить надо с гарантией и раньше, чем по обычной федеральной трассе. Но на самом деле М12 не дает серьезного выигрыша даже по времени: если нет пробок на М7, то 2–3 часа погоды не делают.
Еще один перевозчик, который возит пассажиров в Москву из одной из региональных столиц, на условиях анонимности заявил «БИЗНЕС Online», что не видит эффекта от использования платной трассы для предприятия и пассажиров.
«А какой в этом смысл, платить за что? Мы попробовали, проехали — по времени выходит то же самое. Просто дополнительные расходы ложатся», — пояснил он и добавил, что, конечно, можно разложить 10–15 тыс. рублей допрасходов на пассажиров. Но где гарантия, что в этом случае человек не предпочтет сэкономить лишние 150–200 рублей и поехать с другим перевозчиком, который едет по бесплатной дороге? Так что фактор конкуренции будет влиять и тут.
С момента открытия трассы бесплатную поддержку вызвали 1,6 тыс. раз
«Большой запрос на динамику снижения стоимости»: за 2 месяца по М12 проехали 2,6 млн раз, а экономический эффект трассы для Татарстана — 230 миллиардов
Возникает вопрос — как трасса будет окупать инвестиции? Примерно четверть затрат — 250 млрд рублей — либо привлечены с рынка, либо взяты под 3% из Фонда национального благосостояния. Остальное добавил бюджет страны.
М12 уже пробуют маркетплейсы. В частности, от Москвы до Владимира пустил свои фуры «Озон». Об этом на прошедшем на этой неделе форуме «Транспорт России» сообщил заместитель управляющего директора Ozon Владимир Гончаренко. Правда, пока курсируют 10 машин. «Мы поехали до Владимира и понимаем, что это стало дороже, но быстрее. <…> Большой запрос на динамику снижения стоимости», — отметил Гончаренко. В целом магистральные перевозки между городами по заказам маркетплейса выполняют свыше 500 перевозчиков с 3,5 тыс. фур.
Раскрыли на форуме и макроэкономические эффекты трассы. Ожидается, что на каждый затраченный рубль в экономику вернется 1,3 рубля — такой прогноз озвучил гендиректор агентства трансформации и развития экономики Владислав Онищенко. В сентябре вице-премьер Марат Хуснуллин говорил, что общий макроэкономический эффект составит 1,8 трлн за 20 лет — такой же оценки придерживаются в «Автодоре». Прямой бюджетный эффект в виде налоговых поступлений оценивается в 336 млрд рублей.
«Наибольшие эффекты получит Нижегородская область — 360 млрд рублей на ВВП и до 40 млрд рублей прямых бюджетных поступлений. Московская область и Республика Татарстан получат примерно по 230 млрд рублей эффекта на ВВП и по 30-40 млрд рублей прямых поступлений», — сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе компании «Автодор».
При этом, по словам Хуснуллина, только за время строительства дорога создает 80 тыс. рабочих мест. А на этапе эксплуатации М12 создает 5 тыс. рабочих мест.
Вокруг М12 планируется строительство нового жилья — к 2030 году речь идет о 160 млн кв. метров. Например, число жителей Мурома может вырасти до 200 тыс. человек — такой прогноз дает руководство Владимирской области.
От трассы также ожидают значительного снижения смертности и травматизма в ДТП — не менее чем в 3,5 раза к 2030 году. В «Автодоре» также отмечают, что на М12 работает служба аварийных комиссаров — курсируют 14 бригад, которые в течение 15 минут могут оказать помощь. Причем с момента открытия трассы бесплатную поддержку вызвали 1600 раз.
Наиболее востребованными, похоже, станут участки М12 в Москве — по ним, согласно прогнозам мэра Сергея Собянина, ежедневно будут проезжать 40-50 тыс. машин. Как показали 2 первых месяца эксплуатации М12 от Москвы до Арзамаса, по дороге уже проехали 2,6 млн раз — такие цифры приводит «Автодор». Самым популярным стал обход подмосковной Балашихи — это вечное пробочное место М7, где можно ехать часами. В среднем по платному обходу Балашихи в сутки было зафиксировано 25 тыс. проездов автомобилей (а пик — 42 тыс. в сутки), сообщается в официальном аккаунте «Автодора» в Телеграм. То есть это около 1,5 млн проездов с 8 сентября по 8 ноября. Стоимость этого пути — 130 рублей для легковой машины.