За январь – июль 2023-го в Киргизию ввезли около 85 тыс. легковых автомобилей, таким образом, импорт авто увеличился в 4,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Конечно, большинство этих машин в итоге оседает в России, наши соотечественники всерьез заинтересовались этой страной по причине самых выгодных таможенных правил. Но, указывает востоковед и автор «БИЗНЕС Online» Азат Ахунов, есть новости и непосредственно киргизского авторынка, здесь собираются запускать свое производство, а также продолжают, пока безуспешно, бороться со старыми праворульными «японцами».
Киргизия — территория оптимизма
В последние дни из Киргизии приходят оптимистичные новости: бюджет 9 месяцев 2023-го исполнен с профицитом в размере 6,9 млрд сомов (около 7 млрд рублей), в 2024 и 2025 годах доходы будут превышать расходы. Кроме того, президент Киргизии Садыр Жапаров заявил, что у страны больше нет проблем с погашением внешнего долга.
Ну и самая последняя новость со знаком плюс: импорт автомобилей в Киргизию побил все рекорды — за январь – июль 2023-го в страну ввезли около 85 тыс. легковых машин. Говоря иначе, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года импорт авто увеличился в 4,5 раза. И это пока предварительные цифры — второе полугодие может показать еще больший рост.
Взрывной рост всего и вся объясняется достаточно просто: часть внешнего торгово-экономического потока России пошла через Киргизию. Впрочем, так же как и через Казахстан, Узбекистан, Армению, Грузию и другие сопредельные дружественные страны, которые за последние полтора года заметно улучшили свои экономические показатели.
«Киргизия живет в эпоху больших возможностей. Было бы глупо не воспользоваться выпавшим историческим шансом — помочь стратегическому партнеру, да и о себе не забыть»
Но успех Киргизии — это еще и работа новой команды. В родную гавань вернулось бюджетообразующее золоторудное месторождение «Кумтор», ранее отданное «за бусы» западным капиталистам, повысилась налоговая дисциплина, под корень вырубаются присосавшиеся к бюджету мафиозные кланы и многое-многое другое.
Киргизия живет в эпоху больших возможностей. Было бы глупо не воспользоваться выпавшим историческим шансом — помочь стратегическому партнеру, да и о себе не забыть. По данным национальной статистики, с 2022 года импорт Киргизии из стран ЕС и США увеличился в 4–5 раз. Большой рост показал импорт товаров двойного назначения. При этом экспорт Киргизии в Россию увеличился в 2,5 раза.
Москва отвечает взаимностью — этой осенью в регион щедрым потоком потекли российский газ и нефть, налаживается система стабильного электроснабжения. Все это позволит запустить в Средней Азии новые крупные инфраструктурные проекты: открывать новые промышленные площадки, дальше развиваться в сфере агробизнеса.
Самые либеральные правила из всех стран ЕАЭС
Но все же рост импорта автомобилей — это еще не показатель роста благосостояния населения Киргизии. Ни для кого не секрет, что большинство авто, особенно новых, ненадолго задерживается на территории дружественной Киргизии — только лишь на время растаможки. Местные посредники называют примерно такие цифры: 5–10% продается в Киргизии, 10-я часть из оставшихся — в Казахстане, а все остальное реэкспортируется в Россию.
Откуда едут сами машины? В текущем году Киргизия импортировал авто из 58 стран. На первом месте — Корея, на втором — Китай, на третьем — США. В первую пятерку также вошли Россия и Япония. Наличие в шорт-листе Российской Федерации никого не должно смущать — продукция нашего автопрома здесь все еще пользуется постоянным спросом.
В этом году Китай занял второе место по объему импорта. Год назад Поднебесная была на 7-м месте после Грузии, России, Южной Кореи, США, Японии и Литвы. В чем же причина? Объяснение этому простое — дальше «китайцы» едут в Казахстан и преимущественно в Россию, в самой Киргизии к продукции китайского автопрома отношение пока настороженное.
Откуда такая любовь к сложной логистике? Так сложилось, что в Киргизии сейчас существуют наиболее выгодные условия для реэкспорта зарубежных иномарок. Киргизия и Россия входят в ЕАЭС, у них общая таможенная территория, поэтому при ввозе авто из Киргизии в РФ таможенная граница не пересекается. Находящиеся на территории Киргизии автомобили уже были растаможены в соответствии с требованиями ЕАЭС, и второй раз их растаможивать не требуется. Придется только оплатить утилизационный сбор, оформить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, получить электронный паспорт ТС.
«Так сложилось, что в Киргизии сейчас сложились наиболее выгодные условия для реэкспорта зарубежных иномарок»
Размер утильсбора в России для физических лиц составляет всего 3,4 тыс. рублей. Однако с 1 августа 2023 года вступили в силу новые ограничения. Так, если гражданин ввозит в РФ больше одного автомобиля в год, или продает авто ранее чем через 12 месяцев, или у машины объем двигателя составляет 3 л и более, то утилизационный сбор придется платить на уровне юридических лиц. Для новых легковых автомобилей в зависимости от объема двигателя сумма сбора варьируется от 81,2 тыс. до 1,2 млн рублей.
В Киргизии самые либеральные правила из всех стран ЕАЭС. Таможенная пошлина составляет 15%, а в России она достигает 20–25% в зависимости от года выпуска. Нет никаких сборов за утилизацию. Нет ограничений на ввоз люксовых автомобилей стоимостью более $50 тысяч. И, самое главное, в Киргизии почти все машины растаможиваются с занижением цены. Обычно это 50–60% от цены, но на массовые модели ставят по 15–20%.
В России инвойс нельзя занизить, а в Киргизии таких ограничений нет. Как итог — в РФ растаможка обойдется на 100% дороже, чем в КР, в Казахстане — примерно на 50%. К примеру, растаможка BMW X5 2022–2023 годов выпуска в Киргизии будет стоить $7–8 тыс., в Казахстане — уже $10–12 тыс., а в России — $15–16 тысяч.
Летом пошли слухи, что российская таможня якобы будет отбирать автомобили с заниженной стоимостью, в первую очередь машины из Киргизии. Но позже появилось разъяснение, что такие автомобили точно не будут конфисковаться у владельцев в России. В случае если российские таможенники заподозрят, что ввозная пошлина в другой стране была уплачена не в полной мере из-за занижения стоимости, они лишь передадут эти данные иностранным коллегам «для организации постконтроля».
А не замахнуться ли нам на собственное автопроизводство?
Еще одна новость из области киргизского автопрома. Киргизия замахнулась в этом году на собственное автопроизводство. Этой весной в Чуйской области заложили капсулу совместного киргизско-узбекского автозавода. Строительство идет полным ходом. Сначала хотели сдать завод к осени, но из-за различных проблем отложили на конец 2023 года или начало следующего.
Завод будет работать на комплектующих от UzAuto Motors. На первом этапе будет производиться крупноузловая сборка легковых автомобилей Cobalt, постепенно локализация достигнет 20–30%. Поставлена задача — достичь выпуска порядка 30 тыс. авто в год, создать около тысячи рабочих мест на заводе.
Планируется, что в ближайшей перспективе здесь будут выпускать 19 моделей автомобильной техники, в том числе совместно с китайскими партнерами.
Местные власти считают, что пока рано говорить об экспорте — прежде всего необходимо избавиться от старых колымаг, заменив их новыми, современными машинами. И в самом деле, дороги страны забиты автомобильной техникой всех времен и народов. От советских «копеек» до самых последних и крутых моделей американско-японско-корейского автопрома. На любой стоянке можно найти модели, которые сохранились на Западе лишь в «олдовых» автомобильных каталогах или частных коллекциях. Их техническое состояние известно лишь самим владельцам, да и то не всегда.
Проблема номер один Киргизии — это праворульные «японцы». По грубым подсчетам, по городам и весям катается около 50 тыс. таких машин. Как правило, это повидавшие жизнь «миллионники», т. е. автомобили с пробегом свыше 1 млн километров. Но народ их любит — они надежны и неприхотливы.
С 2015 года введен запрет на ввоз в страну праворульных машин в Киргизию. Де-юре они вне закона. Но, как говорится, строгость закона компенсируется необязательностью его исполнения. Время от времени власти пытаются ограничить хождение «праворулек», особенно на междугородних перевозках, но воз и ныне там. Некоторые депутаты киргизского парламента выступили с инициативой перенести запрет на перевозки до 2030-го. Логика простая. В этом году исполнится 15 лет, как были завезены последние праворульные авто, они придут в негодность. Таким образом, вопрос решится сам по себе.
«Спрос рождает предложение. Стоит открыть соответствующий раздел сайтов бесплатных объявлений, и подобные предложения о продаже «киргизских» машин посыпятся словно из рога изобилия»
«Подберу и привезу машину из Киргизии»
Спрос рождает предложение. Стоит открыть соответствующий раздел сайтов бесплатных объявлений, и подобные предложения о продаже «киргизских» машин посыпятся словно из рога изобилия. «Подберу и привезу машину из Киргизии» — пишет, к примеру, один автобайер из Казани. Он же поясняет: «Если рассмотреть конкретно Киргизию, то одна и та же модель там будет стоить в среднем на полмиллиона дешевле (в сравнении с РФ — прим. ред.)».
Да, цены в Киргизии привлекательные. При этом речь идет о машинах 2022–2023 годов выпуска, которым россияне отдают предпочтение. Природа не терпит пустоты, а фраза «рынок все сам отрегулирует» как раз очень точно характеризует данную ситуацию.